Земли лесного фонда

§ 1. Понятие и общая характеристика лесного фонда

и земель лесного фонда

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г.

В статье 5 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством. Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов. И, поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием. Эта взаимосвязь, проявляющаяся в особенностях правового регулирования лесов, и подлежит выяснению.

К землям лесного фонда на основании ст. 101 ЗК РФ относятся:

1. Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.).

При этом ст. 6 ЛК РФ устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Из этого следует, что если леса располагаются на землях иных категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ, например сельскохозяйственного назначения, то на них распространяется правовой режим земель конкретной категории и нормы, предусматривающие правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Руководящим для использования таких земель будет принцип лесного законодательства — обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения.

Статьей 7 ЛК РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета.

Лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Право собственности на лесные участки, расположенные на других категориях земель, определяется в соответствии со ст. ст. 15 — 19 ЗК РФ, т.е. может принадлежать субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений, но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках. Иными словами, это лесная растительность.

В связи с этим ст. 3 ЛК РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на:

— имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков;

— имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений.

При этом ч. 2 ст. 3 ЛК РФ определяет регулирование данных имущественных отношений гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

— постоянного (бессрочного) пользования;

— ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

— аренды;

— безвозмездного срочного пользования.

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком.

В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на:

— защитные;

— эксплуатационные;

— резервные.

Земли, занятые эксплуатационными и резервными лесами, выделяются только в составе земель лесного фонда. Защитные леса могут выделяться в других категориях земель.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ):

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В составе защитных и эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные лесные участки. К ним относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

§ 2. Государственное управление в сфере лесного фонда

и земель лесного фонда

Под государственным управлением в сфере лесных отношений понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Оно подразделяется на общее и специальное государственное управление. Общее управление осуществляется государственными органами исполнительной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ. Некоторые функции управления лесными отношениями могут осуществляться органами местного самоуправления.

В систему специальных (ведомственных) органов входят Министерство природных ресурсов РФ и находящиеся в его ведении Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба в сфере природопользования.

Функции Президента РФ по государственному управлению лесными отношениями определены Конституцией РФ. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти в данной сфере, при необходимости может издавать указы и распоряжения по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления определены ст. ст. 81, 82, 84 ЛК РФ.

Так, к ведению Правительства РФ относится установление:

— особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения соответствующих договоров (ч. 5 ст. 19 ЛК);

— порядка подготовки перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение (ч. 3 ст. 22 ЛК);

— перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (ч. 6 ст. 29 ЛК);

— правил пожарной безопасности в лесах (ч. 4 ст. 53 ЛК);

— правил санитарной безопасности в лесах (ч. 3 ст. 55 ЛК);

— порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ (ч. 2 ст. 57 ЛК);

— порядка проведения лесоустройства (ч. 2 ст. 67 ЛК);

— порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон (ч. 7 ст. 105 ЛК);

— иных правил, прямо предусмотренных ЛК РФ.

По иным вопросам лесных отношений, связанным прежде всего с лесопользованием, нормативные акты должны издаваться Министерством природных ресурсов и экологии РФ или иным федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством лесного хозяйства и др.).

Основными функциями государственного управления лесными отношениями являются:

— распределение и перераспределение лесов между лесопользователями;

— планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;

— государственная инвентаризация лесов;

— государственный лесной реестр;

— государственный кадастровый учет лесных участков;

— государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними;

— государственный лесной контроль и надзор;

— лесоустройство;

— воспроизводство лесов и лесоразведение;

— охрана и защита лесов.

Особыми функциями государственного управления лесными отношениями, непосредственно связанными с землями лесного фонда, являются государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними.

С 1 марта 2008 г.

государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.

Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Статьей 16 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК РФ" из объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения. К недвижимым вещам на основании ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки. Поскольку в ст. 7 ЛК РФ понятие лесного участка дано как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета лесных участков, следовательно, государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в порядке проведения государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, определенные в качестве лесных участков.

Государственная регистрация прав на лесные и многолетние насаждения и сделок с ними не осуществляется.

§ 3. Особенности изменения правового режима

земель лесного фонда

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов.



Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 3363 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.008 с)…

Категории земель лесного фонда

Категории земель лесного фонда

Виды земель или угодья, находящиеся в составе лесного фонда.

Различаются по состоянию, характеру и степени хозяйственного использования. Выделяются следующие категории земель:

· лесные земли;

· покрытые лесом земли;

· продуктивные земли;

· непродуктивные земли;

· лесные культуры;

· несомкнувшиеся лесные культуры;

· лесные питомники;

· плантации;

· не покрытые лесом земли;

· редины;

· гари;

· погибшие насаждения;

· вырубки;

· прогалины;

· пустыри;

· естественные редины;

· нелесные земли;

· угодья;

· пашни;

· сенокосы;

· пастбища;

· воды;

· земли специального хозяйственного назначения;

· дороги;

· лесные склады;

· просеки;

· противопожарные разрывы;

· трассы для коммуникаций;

· торфоразработки;

· поляны;

· усадьбы;

· сады;

· виноградники;

· плодово-ягодные плантации;

· карьеры;

· мелиоративные канавы;

· земли, непригодные для выращивания леса;

· болота;

· скалы;

· гольцы;

· каменистые россыпи;

· пески;

· безлесные крутые склоны.

Лесные земли

Объединяют категории земель, пригодные и предназначенные для выращивания леса. Лесные земли разделяются на покрытые лесом, не покрытые лесом земли, несомкнувшиеся лесные культуры, лесные плантации и питомники, естественные редины.

Покрытые лесом земли

Объединяют категории продуктивных и непродуктивных земель, занятых лесными насаждениями естественного и искусственного происхождения (лесные культуры), а также кустарниками. Основным признаком принадлежности насаждений и кустарников к покрытым лесом землям служит полнота, которая должна быть в молодняках и кустарниковых зарослях 0.4 и выше, а в насаждениях более старших возрастов — 0.3 и выше.

Продуктивные земли

Покрытые лесом земли, на которых произрастают насаждения V и выше классов бонитета естественного и искусственного происхождения.

Непродуктивные земли

Покрытые лесом земли, на которых произрастают насаждения Vа и более низких классов бонитета, а также заросли кустарников, непригодные для выращивания продуктивных лесных насаждений.

Лесные культуры

Категория лесных земель, в которую входят участки насаждений искусственного происхождения, созданные посевом или посадкой леса. К этой категории земель относятся также участки леса, в которых проведена реконструкция насаждения путем введения в их состав ценных в хозяйственном отношении древесных пород. Лесные культуры разделяются на сомкнувшиеся (переведенные в категорию покрытых лесом земель) и несомкнувшиеся.

Несомкнувшиеся лесные культуры

Категория лесных земель, в которую входят участки лесных культур, не достигшие нормативной степени сомкнутости полога или крон.

Лесные питомники

Категория лесных земель, в которую входят участки, на которых предварительно выращивают сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых пород для последующего создания лесных культур.

Плантации

Участки лесных земель, на которых выращивают древесные и кустарниковые породы для получения ценных сортиментов древесины (плантации тополей, ив, пробкового дуба и т.п.).

Не покрытые лесом земли

Категории лесных земель, пригодные для выращивания леса, но в момент проведения государственного учета лесов или лесоустройства не занятые производительными древостоями.

Редины

Относятся к не покрытым лесом землям и включают насаждения с полнотой ниже 0.3. Происхождение редин может быть связано с воздействием на лес в прошлом различных факторов среды (лесные пожары, насекомые-вредители и болезни леса, рубка леса и др.). Следует отличать от естественных редин.

Гари

Относятся к не покрытым лесом землям и включают участки леса, поврежденные пожарами до степени прекращения роста.

Погибшие насаждения

Относятся к не покрытым лесом землям и включают участки леса с усохшими на корню деревьями в результате воздействия энтомологических и фитопатологических вредителей, промышленных выбросов, вымокания и других отрицательных факторов среды, а также участки со сплошным ветровалом, буреломом и т.п.

Вырубки

Относятся к не покрытым лесом землям и включают места, на которых лес сведен в результате проведения рубок леса (например, сплошнолесосечные), а его молодое поколение еще не сомкнулось кронами.

Прогалины

Относятся к не покрытым лесом землям и включают участки, лишенные древесной растительности или с единичными деревьями среди лесных насаждений, образовавшихся в прошлом в результате ветровала, бурелома, пожара, рубки леса и других воздействий на лес природных или хозяйственных факторов среды.

Пустыри

Относятся к не покрытым лесом землям и включают участки гарей или вырубок, находящиеся более десяти лет в безлесном состоянии.

Естественные редины

Самостоятельная категория лесных земель, которая включает природные редины, формирующиеся в экстремальных лесорастительных условиях (например, в зоне пустынь и полупустынь, в верхнем поясе гор и т.д.).

Нелесные земли

Объединяют категории земель, не пригодные для выращивания леса или возможные для его выращивания после проведения мелиоративных мероприятий, угодья и земли специального хозяйственного назначения.

Угодья

Объединяют категории нелесных земель, предназначенные, как правило, для сельскохозяйственного использования, а также водные объекты на территории лесного фонда.

Пашни

Относятся к земельным угодьям на территории лесного фонда, систематически используемым для выращивания полевых и огородных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы

Относятся к земельным угодьям на территории лесного фонда, систематически используемым для заготовки сена.

Пастбища

Относятся к земельным угодьям на территории лесного фонда, используемым для выпаса скота без ущерба лесному хозяйству.

Воды

Относятся к категории нелесных земель, которые объединяют реки, ручьи, водоемы, находящиеся на территории лесного фонда.


ЛЕСНОЙ ФОНД

все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и на землях населенных пунктов (поселений), а также земли Л.ф., не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). В Л.ф. также не включается древесно- кустарниковая растительность, расположенная на землях иных категорий.

Участниками Л.ф. считаются участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Л.ф. находится в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части Л.ф. в собственность субъектов РФ. Исходя из экономического, экологического и социального значения Л.ф., его местоположения и выполняемых им функций производится разделение по группам лесов (леса первой, второй и третьей групп) и разграничение лесов первой группы по категориям за- щитности. Специально уполномоченным государственным органом управления является Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз). Возложенные на нее полномочия она осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Г.С Башмаков

Оцените определение:

ЛЕСНОЙ ФОНД

совокупность всех лесов, за исключением расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земель Л.ф., не покрытых лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Границы Л.ф. в соответствии со ст.7 ЛК определяются путем отграничения земель Л.ф. от иных земель. Включение земель в состав Л.ф. и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. К участкам Л.ф. относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. К участкам Л.ф. и правам пользования ими применяются положения гражданского, а также земельного законодательства РФ о земельных участках, если иное не установлено ЛК.

В Л.ф. и в леса, не входящие в Л.ф., не включаются древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводничества и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (отвода авто- и железных дорог); землях населенных пунктов; землях водного фонда, на полосах отвода каналов; землях иных категорий.

Разделение Л.ф. по группам лесов И разграничение лесов первой группы по категориям защитности производятся в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением Л.ф., его месторасположением и выполняемыми им функциями. В Л.ф. выделяются леса первой, второй и третьей группы. В них могут выделяться особо защитные участки лесов с ограниченным режимом пользования (например, берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов, оврагов, балок, опушек лесов на границах с безлесыми территориями; места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.). В соответствии со ст. 56 ЛК к лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Они разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозийные леса; защитные полосы вдоль железных, автодорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса пустынных, степных и малолесных горных территорий, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй, третьей зон санитарной охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное и историческое значение, памятники природы; орехо-промысловые зоны, лесоплодовые насаждения; притундровые леса, леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные участки. К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей: леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Они разделяются на основные и резервные. Критерии отнесения третьей группы лесов к резервным устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.

Оцените определение:

Основное целевое назначение земель лесного фонда — использование как средства производства в лесном хозяйстве. К землям лесного фонда относятся:

лесные земли, включающие земли, покрытые лесной расти
тельностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее
восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостой,
участки, занятые питомниками, прогалины, пустыри и др.);

нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяй
ства (просеки, дороги, болота и другие земли).

В границах РФ лесной фонд занимает свыше 64 % площади всех земель. Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации составляла на I января 2007 г. 1104,9 млн га, в том числе лесных земель — 800434,7 тыс. га.

Лесные и нелесные земли имеют различное целевое назначение. Лесные земли используются для выращивания, воспроизводства лесов. Нелесные земли предназначены для обслуживания нужд лесного хозяйства, в их состав включаются сельскохозяйственные угодья, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный кадастр. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (картах лесов).

С 1 января 2007 г. вступил в силу Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. Новый лесной кодекс по сравнению с Лесным кодексом РФ 1997 года (который утрачивает силу с 1 января 2008 года) установил принципиально иной подход к регулиро-

382

\

ванию лесных отношений. Так, ранее правовой режим земель лесного фонда зависел от группы лесов и категории защитности. Группы лесов (их три) выделялись в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями. В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливался различный порядок использования лесного фонда, ведения лесного хозяйства и изъятия земель.

Современное законодательство (ЛК РФ 2006 г.) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяет на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются лесным кодексом.

Поскольку основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, то земли лесного фонда состоят из земель лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются и на иных землях. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Вплоть до утверждения лесохозяйственных регламентов, но не позже 1 января 2008 г. использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей ЛК РФ.

На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

383

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается при: организации особо охраняемых природных территорий; установлении или изменении границ населенных пунктов; размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в случае размещения аэродромов.

В иных случаях такой перевод запрещен.

В лесном кодексе наиболее детально урегулированы отношения по поводу лесных участков. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также земельным кодексом, если иное не установлено лесным кодексом, другими федеральными законами. Лесным участком является земельный участок, границы которого устанавливаются в процессе лесоустройства. Лесной участок должен пройти государственный кадастровый учет. ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 г.

допускается оборот лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета при условии проведения их государственного учета (см. ст. 4.1, 4.2, 4.4). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Земли лесного фонда согласно ст. 3 ФЗ’«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» находятся в федеральной собственности. В то же время ЗК РФ исходит из возможности нахождения земельных участков из состава земель лесного фонда

384

не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии с ч. 5 ст. 27 ЗК РФ такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Возможно, в ЗК РФ имеются в виду лесные участки в составе земель иных категорий, формы собственности на которые и определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Л К РФ). При таком подходе нормы лесного и земельного законодательства будут соответствовать друг другу- Например, лесным кодексом регулируется порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (гл. 6).

Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Л К РФ. Например, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности в безвозмездное срочное пользование (п. 3 ст. 47 Л К РФ).

В подавляющем числе случаев использование гражданами и юридическими лицами лесов осуществляется путем использования предоставляемых им лесных участков. Это использование лесов в виде заготовки живицы, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, переработки древесины и иных лесных ресурсов, ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты и т. д. Без предоставления лесных участков возможно использование лесов для заготовки древесины, заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, выполнения работ по геологическому изучению недр (если выполнение работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений).

385

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на праве аренды или безвозмездного срочного пользования, юридическим лицам также — на праве постоянного (бессрочного) пользования. Наиболее типичным основанием возникновения права пользования лесным участком является договор аренды. Отношения по поводу аренды лесных участков регулируются лесным кодексом. Положения гражданского кодекса применяются к аренде лесных участков только субсидиарно.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. На срок от одного года до сорока девяти лет договор аренды заключается в предоставлении лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Лесной кодекс устанавливает минимальные размеры арендной платы в зависимости от вида использования лесных участков (с изъятием лесных ресурсов или без их изъятия), на основе которых определяется размер арендной платы (ст. 73).

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого в соответствии с гл. 8 Л К РФ. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

386

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, если иное не предусмотрено лесным кодексом.

Лесной кодекс определяет три случая, когда лесной участок может предоставляться для использования не на праве аренды, а на иных правах. На праве постоянного (бессрочного) пользования лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям для осуществления научно-исследовательской, образовательной или рекреационной деятельности. На праве безвозмездного срочного пользования — религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности. Кроме того, в соответствии со ст.

44,45 ЛК РФ лесные участки для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и специализированных портов, а также для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам по основаниям и в порядке, установленным гражданским и земельным законодательством. Соответственно, для строительства указанных объектов лесные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование (например, казенным предприятиям), безвозмездное срочное пользование (например, при строительстве гидротехнического сооружения на основе государственного или муниципального контракта полностью за счет бюджетных средств), аренду.

Леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В любом случае использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Литература

Крассов О. И. Право лесопользования в СССР. М., 1990. Крассов О. И. Право собственности на леса // Экологическое право. 2006. № 2, 3.

Немировский Е. И. Правовая охрана лесов. М., 1977.

387



Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 660 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Оставьте комментарий