Как рассчитать оплату за отопление

В последнее время отопление в квартире стало дорожать. Недавно появились новые правила расчет отопления в квартире. Была добавлена еще одна строка – ОДН отопление. Теперь оплата за отопление делится на две части: оплата за услуги, которые предоставляются на нужды всего дома и оплата за услуги, оказываемые для жилого помещения. Рассмотрим в нашей статье три примера расчета отопления в квартире. 

  1. Расчет
  2. Пример 1
  3. Пример 2
  4. Пример 3

Расчет

Могут быть разные варианты расчета отопления. Все зависит от отопительного оборудования, которое используется для отопления, а также от способа отопления. Можно выделить несколько вариантов оборудования дома приборами, от которых напрямую зависит расчет отопления в квартире:

  1. Бывает, что в доме отсутствует прибор, который учитывает отопления.
  2. В квартирах и нежилых помещениях полностью отсутствует прибор учета отопления. А в доме жилого типа есть только один прибор учета отопления.
  3. В доме жилого типа установлен прибор учета отопления. В каждом отдельном помещение есть индивидуальные приборы учета.

Перед выполнением расчета необходимо узнать есть ли в вашем доме общедомовой прибор учета отопления. А затем проверить наличие индивидуального прибора в жилых и нежилых помещениях.

Пример 1

Данный расчет основан на следующих данных: в доме установлен общедомовой прибор и в некоторых жилых и нежилых помещениях установлены приборы учета отопления. В таком случае оплата за отопление будет производиться по первой и второй формуле. 

Рассмотрим расчет по первой формуле:

Допустим на индивидуальном приборе у вас значение 2. Таким образом получаем 2*1400=2800 рублей. 

  • 2 означает объем тепла в Гкал. Это число было взято из индивидуального прибора;
  • 1400 рублей – это тариф за 1 Гкал тепла.

Рассмотрим расчет по второй формуле:

Допустим площадь квартиры равна 100 кв.м. Таким образом получаем 0,025*100*1400=3500 рублей.

  • 100 – площадь квартиры;
  • 0,025 Гкал – норма потребления тепла на 1 кв.м.

Посчитать стоимость отопления в таком случае можно при наличии индивидуального прибора учета отопления в квартире. Вторая часть квитанции будет рассчитана по формулам 10 и 13.

По формуле 10 рассчитывается размер оплаты за тепло. А по формуле 13 рассчитывается объем услуги. 

(250-10-5000*0,25-8-30) *75/6000=0,96 Гкал

  • 5000 кв.м. — площадь всех квартир;
  • 10 Гкал – объем тепловой энергии, которая использовалась в помещениях нежилого типа;
  • 30 Гкал – объем тепла. Которое требуется на нужды горячего водоснабжения. Но это необходимо если в квартире нет централизованной разводки отопления;
  • 8 Гкал – объем тепла, которое использовали в квартирах. Это значение берется с индивидуального прибора учета отопления.

Для того чтобы определить стоимость оплаты в рублях, необходимо умножить объем на установленный тариф на тепло: 

0,96*1400=1260 руб. 

Далее необходимо произвести расчет полной платы за отопление. Рассчитать полную плату можно следующим способом:

2800+1260=4060 руб. Такая сумма получается при наличии индивидуального прибора учета отопления в квартире;

3500+1260=4760 руб. Такая сумма получается при отсутствии индивидуального прибора в квартире.

Рассмотрим второй пример расчета.

Пример 2

Данный расчет основан на следующих данных: один общий прибор установлен в жилом доме, а в квартирах отсутствуют индивидуальные приборы учета тепла. Чтобы произвести расчет отопления в квартире нужно воспользоваться формулой №3. 

Характеристики:

  • Площадь всего дома составляет 7000 кв. м. В нее включены квартиры и помещения нежилого типа;
  • Объем тепла 250 Гкал. Показание снято с общедомового прибора учета отопления;
  • Тариф на теплоэнергию равен 1400 руб. за 1 Гкал;
  • Площадь одной квартиры составляет 75 кв. м.

Рассчитать отопление квартиры по площади можно по следующей формуле:

250*75/7000*1400=3750 рублей.

Но это лишь расчет первой части квитанции. Вторую часть можно рассчитать по формуле 10 и 14. По формуле 14 рассчитывается размеры платы в рублях. А по формуле 10 рассчитывается объем услуг. Для того чтобы вычислить объем необходимо учитывать площадь квартир и нежилых помещений.

Например, размер площади равен 5700 кв. м.

Тогда рассчитать объем тепла можно следующим способом:

250*(1-5700/7000) *75/5700=0,625 Гкал.

Таким образом можно рассчитать стоимость отопления:

3750+625=4375 руб.

Пример 3

Данный расчет основан на следующих данных: отсутствует общедомовой прибор. А плата за отопление рассчитывается по формуле 1 и 2.

Перед подсчетом отопления в квартире нужно произвести расчет по первой формуле:

1,5*1400=2100 руб.

Затем произвести расчет по формуле 2:

0,025*75*1400= 2625 руб.

Для того чтобы рассчитать расход на общедомовые нужды необходимо произвести следующий расчет:

0,025*100*75/6000=0,0312 Гкал.

100 – это площадь помещений, которые входят в общее имущество в доме, измеряется в кв.

м.

Теперь можно произвести стоимость отопления в квартире в рублях:

0,03125*1400=43,75 руб.

После проведения всех расчетов можно посчитать оплату за отопления в квартире.

Если в квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла:

2100+43,75=2143,7 руб.

Если в квартире отсутствует индивидуальный прибор учета тепла:

2625+43,75=2668,7 руб.

Если у вас появились какие-либо проблемы с отоплением в квартире, то необходимо обратиться к специалистам. Или если вы планируете проводить индивидуальное отопление в квартире, то квалифицированные специалисты подскажут все нюансы и помогут в проведении отопительной системы. Перед устройством отопления необходимо сделать проект отопления. После того как его утвердят можно приступать к выбору отопительного оборудования. 

Перед устройством отопления в квартире необходимо продумать все до самых мелочей. Нужно ответственно отнестись к выбору отопительного оборудования. Лучше будет обратиться в специальную службу, которая поможет устроить качественную отопительную систему без каких-либо ошибок.

Читайте также:

С отопительного сезона 2016-2017 гг. Екатеринбург перешел на новый порядок расчетов за тепло, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации № 354. 


Порядок расчета за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. от 26.12.2016)

 Увеличить схему


Порядок расчета за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. от 27.02.2017)

 Увеличить схему

Как было раньше

В 2012 году в области было принято решение отложить вступление в силу новых Правил расчетов в части отопления, поэтому до конца отопительного сезона 2015-2016 годов действовал прежний порядок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

В большинстве домов города в течение отопительного сезона суммы за отопление рассчитывались по нормативам потребления (или по средним объемам за прошлый год). Затем, если в доме установлен прибор учета, раз в году проводилась корректировка, учитывающая реальные показания общедомового счетчика.

Как сейчас

Теперь при наличии счетчиков их показания будут учитываться в каждой квитанции, а значит, ежегодная корректировка проводиться не будет. Формула учитывает наличие или отсутствие общедомового прибора учета, а также индивидуальных счетчиков в квартирах и нежилых помещениях.

При расчетах за отопление возможны следующие ситуации:

  1. Если дом оборудован общедомовым прибором учета

    a) и во всех квартирах (и нежилых помещениях) есть индивидуальные приборы учета отопления. В этом случае начисления проводятся с учетом показаний индивидуального и общедомового приборов ежемесячно.

    Объем распределяется по всем потребителям пропорционально площади помещения.

    b) и хотя бы в одной квартире (или нежилом помещении) нет прибора учета. В этом случае для начислений используются показания только общедомового прибора учета. Потребленный объем распределяется по всем пользователям услуги пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Показания индивидуальных приборов в остальных помещениях также не учитываются.

  2. Если дом НЕ оборудован общедомовым прибором учета, то начисления проводятся по нормативу потребления без повышающего коэффициента.

Общий принцип, не изменившийся в новом порядке начислений, — объем потребленного ресурса распределяется пропорционально площади жилого помещения.

Тарифы на отопление утверждаются Региональной энергетической комиссией Свердловской области и различаются в зависимости от поставщика услуги.

В Екатеринбурге начисления по отоплению проводятся в течение отопительного сезона. Но законом предусмотрен и другой способ оплаты, когда начисления равномерно распределяются в течение всего календарного года, то есть графа «отопление» не пропадает из квитанции на лето. Такой порядок действует в других городах области, например, в Среднеуральске, Каменске-Уральском и др.

Решение об изменении способа расчета принимают органы государственной власти субъектов в отношении всех или отдельных муниципальных образований. Такие решения принимаются не чаще одного раза в год в срок до 1 октября.

Переход к формату «в течение отопительного сезона» возможен только в следующем году после принятия решения — с начала следующего отопительного сезона.

Переход к оплате «в течение календарного года» происходит также в следующем году после принятия решения — но с 1 июля. 

С 2015 г. в полном объеме утратят силу Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее — Постановление N 307, Правила N 307). Это означает, что с 1 января плата за отопление будет в любом случае рассчитываться в соответствии с актуальными Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Постановление N 354, Правила N 354). Каким образом плата начислялась до этого и чем чреват переход на новый порядок ее расчета, рассмотрим в статье.

Порядок расчета потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденный Постановлением N 354, существенно отличается от прежнего порядка, обозначенного в Постановлении N 307. Основное различие заключается в том, что теперь плату нужно вносить только в течение отопительного периода, а не равномерно ежемесячно в течение всего года. В связи с этим должны быть утверждены соответствующие нормативы потребления.

Особый порядок: коэффициент периодичности внесения платежа

Чтобы сделать переход на новый порядок расчетов плавным, было принято Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 (далее — Постановление N 857). Данный документ в актуальной редакции, действующей с 21.09.2013, предоставляет региональным органам власти право принять решение о внесении платы за отопление в течение всех расчетных месяцев календарного года. Это касается только потребителей, у которых отсутствуют какие-либо счетчики тепла (помещение не оснащено ИПУ тепловой энергии и расположено в МКД, в котором не установлен ОПУ тепловой энергии). Если такое решение принято, в расчете платы участвует коэффициент периодичности внесения платежа. Дело в том, что новые нормативы установлены в расчете на отопительный период. Чтобы распределить платежи равномерно в течение года, в формулу расчета платы ввели коэффициент, равный отношению количества месяцев отопительного периода к 12. Соответствующее решение может быть принято в отношении всех или некоторых муниципальных образований на территории субъекта РФ.
Постановление N 857 не ограничивает региональных властей по срокам. Выходит, что органы государственной власти субъекта РФ вправе в любой момент принять решение о переходе на ежемесячную оплату отопления. Но также они вправе в любой момент перейти на применение порядка, предусмотренного Постановлением N 354. А затем обратно, и так сколько угодно раз. Конечно, мы уверены в обоснованности решений чиновников, и таких прецедентов еще не было.
Обращаем особое внимание на то, что с наступлением 2015 г. в рассматриваемой ситуации ничего не изменится. Ранее (до 21.09.2013) Постановление N 857 предусматривало, что особый порядок расчета платы за отопление с учетом коэффициента периодичности внесения платежа мог применяться только в 2012 — 2014 гг. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 в данный документ были внесены поправки, в результате чего все упоминания о временных рамках были удалены. Выходит, что рассматриваемый порядок перестал носить характер переходного и временного и теперь существует наравне с предусмотренным Постановлением N 354.

Применение Постановления N 307 и расчеты с 2015 года

До 01.07.2013 (такой срок был установлен Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) органы государственной власти субъекта РФ могли выбрать еще один способ смягчения последствий перехода на применение Постановления N 354, точнее, вообще отсрочить его применение при расчете платы за отопление. В частности, региональные чиновники могли принять решение о расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в порядке, установленном Постановлением N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Очень многие регионы сделали именно так. Их решение действует вплоть до 01.01.2015, когда окончательно утратит силу Постановление N 307. Таким образом, без каких-либо специальных региональных нормативных актов исполнители коммунальных услуг, исчислявшие плату за отопление в соответствии с прежним порядком, с 2015 г. должны перейти на порядок, предусмотренный Постановлением N 354, либо, если соответствующее решение принято органом власти субъекта РФ и в доме отсутствуют ИПУ и ОПУ тепловой энергии, рассчитывать плату с применением коэффициента периодичности внесения платежа и нормативов потребления, действующих с 01.07.2012, но с применением нормативов потребления, принятых в соответствии с актуальной редакцией Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.
Кстати, из формулировки пп.

«б» п. 1 Постановления N 857 не следует, что прежний порядок мог применяться только в ситуации, когда требовалось использование нормативов. Ремарка о нормативах касается частного случая. В связи с этим рассмотрим две ситуации применения прежнего порядка: когда в МКД отсутствует ОПУ и когда он установлен.

Если приборы учета отсутствуют

В силу пп. «а» п. 19 Правил N 307 и пп. 1 п. 1 Приложения 2 к этим Правилам при отсутствии ОПУ и ИПУ размер платы за отопление определяется путем перемножения трех показателей: норматива потребления тепловой энергии на отопление, действовавшего на 30.06.2012, общей площади помещения в МКД и тарифа на тепловую энергию. Повторим, нормативы установлены в расчете на весь календарный год, плата за отопление начисляется ежемесячно.
В связи с утратой Постановлением N 307 силы начиная с 2015 г. плату за отопление следует исчислять согласно абз. 1 п. 42(1) Правил N 354 и п. 2 Приложения 2 к названным Правилам. Множители в соответствующей формуле остались неизменными, однако норматив потребления теперь устанавливается в расчете на отопительный период, поэтому и плата начисляется только в течение отопительного периода.
Таким образом, в общем случае размер платы за отопление за январь изменится. Первый фактор — изменение норматива потребления. Второй возможный фактор — изменение тарифа на тепловую энергию.

Третий фактор — переход на оплату отопления только в течение отопительного периода. Кстати, два особых варианта расчета платы (применение коэффициента периодичности внесения платежа и применение прежнего порядка) являются взаимоисключающими. Поэтому, если в регионе было принято решение действовать согласно Постановлению N 307, в нем автоматически не узаконено применение коэффициента периодичности внесения платежа. Однако, как мы выяснили выше, ничто не препятствует властям субъекта РФ принять решение об оплате отопления в течение всего года равномерно и после 01.01.2015. Если такое решение принято, то второй из указанных факторов будет устранен, в связи с чем изменение размера платы за отопление будет полностью зависеть от разницы между прежними и новыми нормативами потребления тепловой энергии на отопление, а также от роста тарифа.
Единственное, что требуется от исполнителя коммунальных услуг, — проинформировать потребителей в письменной форме об изменении размера платы не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов с учетом повышения, если иной срок не установлен договором управления (ч. 13 ст. 155 ЖК РФ). Проще говоря, в платежном документе за декабрь 2014 г. следует указать, что плата за январь 2015 г. будет начислена в ином размере в связи с изменением норматива и (или) тарифа потребления и (возможно) переходом на внесение платы только в течение отопительного периода.

Если в доме установлен ОПУ

В соответствии с абз. 2 п. 42(1) Правил N 354 и п. 3 Приложения 2 к данным Правилам размер платы за отопление в доме, не оснащенном ОПУ, в котором не все помещения оборудованы ИПУ (то есть хотя бы одно помещение не оборудовано счетчиком), определяется путем распределения объема потребленной тепловой энергии согласно показаниям ОПУ пропорционально площади помещения потребителя. Иначе говоря, зафиксированный коллективным счетчиком объем тепловой энергии оплачивается всеми потребителями в течение отопительного периода.
В свою очередь, Постановление N 307 даже при наличии ОПУ тепловой энергии предполагает внесение платы за отопление равномерно ежемесячно в течение всего года. Так, согласно пп. «б» п. 21 Правил N 307 и пп. 2 п. 2 Приложения 2 к данным Правилам при наличии ОПУ и отсутствии ИПУ размер платы за отопление соответствует стоимости среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошлый год согласно показаниям ОПУ. Другими словами, следует разделить годовой объем фактически потребленной тепловой энергии на 12 и площадь всех помещений в доме, так получим среднемесячный объем потребления в Гкал/кв. м — показатель сродни нормативу потребления. Его умножают на площадь помещения потребителя и тариф, в результате определяется размер платы за каждый месяц года (неизменен в течение всех 12 месяцев). Если ОПУ был установлен меньше года назад, в связи с чем отсутствуют сведения об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется по нормативам потребления. Одновременно накапливается информация для осуществления расчета в следующем году.
Неотъемлемым элементом порядка расчета платы за отопление при наличии ОПУ является так называемая корректировка, с помощью которой объем потребления, за который начисляется плата, приводится к фактическому объему, который показал ОПУ. Соответствующая формула представлена в пп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307. Чтобы посчитать размер переплаты или доначисления, нужно определить реальный размер платы за отопление в конкретном помещении. Для этого умножают размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, на отношение площади помещения к общей площади помещений в МКД. Из результата вычитают общий размер платы за отопление, начисленный за прошедший год.

К сведению. Выбирать порядок расчета платы за отопление вправе только органы государственной власти субъекта РФ на основании Постановления N 857. Из действующих нормативных актов не следует, что собственники помещений на общем собрании вправе реализовать такое полномочие и принять решение начислять плату за отопление иным образом, нежели это определено региональными властями. Поэтому если в регионе было принято решение о применении Постановления N 307, а общее собрание требовало от УК начислять плату по фактическому потреблению с учетом показаний ОПУ, то УК не вправе следовать решению общего собрания. Такой вывод представляется автору справедливым. Он изложен, в частности, в Постановлении ФАС СЗО от 24.04.2014 по делу N А13-6060/2013.
Хотя, к примеру, АС ПО в Постановлении от 08.09.2014 по делу N А12-31843/2013 пришел к противоположному заключению: в таких условиях выставление платы по факту вполне законно, если оно предусмотрено договором управления, заключенным задолго до принятия Постановления N 857. Согласиться с этим нельзя, и вот почему. На основании п. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, которые отличаются от действовавших при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (а договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, является публичным). Принятые в соответствии с ЖК РФ Правила N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (пп. «а» п. 2 Постановления N 354). В свою очередь, Постановление N 857 устанавливает особенности применения Постановления N 354 в определенной части, поэтому его действие точно так же распространяется в том числе на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Если в доме установлен ОПУ и по решению региональных властей до 2015 г. при расчете платы за отопление применялось Постановление N 307, исполнитель обязан провести корректировку платы за отопление за 2014 г. и отразить ее в платежном документе за январь 2015 г. (п. 27 Правил N 307). В связи с тем что с 2015 г. Постановление N 307 не действует, а Постановление N 354 подразумевает оплату фактически потребленной тепловой энергии, что называется, в режиме онлайн (сколько поставлено в дом, столько и должны оплатить потребители), величина платы за отопление за январь будет отличаться от размера платы за декабрь даже без учета корректировки. Первый фактор — переход на оплату отопления только в течение отопительного периода. Второй возможный фактор — изменение тарифа на тепловую энергию. Значит, исполнитель коммунальных услуг обязан заранее уведомить потребителей о предстоящем росте платежей.

Расчеты с РСО

Не меньше вопросов, связанных с расчетом платы за отопление для потребителей, УК и ТСЖ волнуют нюансы расчетов за тепловую энергию с РСО. Принцип о том, что обязательства исполнителя коммунальных услуг перед РСО не могут быть большими, чем аналогичные обязательства потребителя перед исполнителем, следует как из Правил N 307 (п. 8), так и из Правил N 354 (п. 13). Когда в доме отсутствует ОПУ, объем тепловой энергии, поставленной в дом, определяется по формуле как сумма слагаемых, среди которых — объем тепловой энергии в помещении, определенный по нормативам потребления.

В связи с этим в отсутствие ОПУ объем начисленной потребителям платы совпадает со стоимостью тепловой энергии, подлежащей оплате РСО. Конкретные применяемые нормативы и порядок расчета (в течение года либо отопительного периода) предопределяются правилами, установленными для расчета платы для потребителей. Точнее, если в регионе плата начисляется согласно Постановлению N 307 по нормативам, действовавшим на 30.06.2012, то именно так рассчитывается и объем коммунального ресурса (Постановление ФАС МО от 22.05.2014 по делу N А41-24133/13). Если региональные власти реализовали механизм применения коэффициента периодичности внесения платежа, то и РСО будет получать плату от УК (ТСЖ) ежемесячно с учетом данного коэффициента (Постановление АС СЗО от 12.08.2014 по делу N А42-6170/2013).
Если в доме есть ОПУ, объем коммунального ресурса, поставленного в дом и подлежащего оплате РСО, определяется только по его показаниям. Принцип соответствия обязательств потребителей перед исполнителем и обязательств исполнителя перед РСО в полной мере соблюдается, если при расчете платы за отопление применяется Постановление N 354: плата потребителям начисляется за фактически поставленный в дом ресурс с учетом показаний ОПУ.

Совсем другая ситуация складывается, когда при расчетах с потребителями применяется Постановление N 307: хотя по итогам года жильцам будет выставлена плата за фактическое потребление, в течение года платежи поступают равномерно и их суммы не совпадают со стоимостью фактически поставленного в дом коммунального ресурса в месяцы отопительного периода. В связи с этим у УК (ТСЖ) может образоваться дефицит средств для расчетов с РСО. Однако ввиду необходимости обеспечить тождественность обязательств потребителей и исполнителя последний должен вносить РСО плату также исходя из норматива потребления или среднемесячного объема потребления за прошедший календарный год (Постановления ФАС ВВО от 07.10.2013 по делу N А43-20769/2012, от 02.09.2013 N А43-20724/2012). А, к примеру, в Постановлении от 03.02.2014 по делу N А44-1983/2013 арбитры ФАС СЗО утвердили условие договора ресурсоснабжения в редакции ТСЖ, согласно которой товарищество имеет право оплачивать тепловую энергию в суммах, начисленных потребителям, задолженность в полном объеме должна быть погашена на начало отопительного периода, календарного года и на момент расторжения договора.

* * *

В большинстве субъектов РФ плата за отопление начислялась по принципам, действовавшим до введения Постановления N 354. В связи с утратой Постановлением N 307 силы данные принципы применяться больше не могут, поэтому с 2015 г. плата за отопление будет начисляться иначе. Так, если в доме был установлен ОПУ, в январе 2015 г. следует провести корректировку и далее начислять плату исходя из его показаний только в течение отопительного сезона. Если в доме отсутствовал ОПУ и применялись прежние нормативы потребления, то с 2015 г. нужно перейти на применение нормативов потребления, утвержденных в соответствии с действующими правовыми актами, и оплату отопления в течение отопительного сезона. Вместе с тем в регионе может быть в любой момент принято решение об оплате отопления по нормативам в течение года равномерно.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Оставьте комментарий