Общедомовые приборы учета

Установка общедомовых приборов учета

Список жилых домов, в которых согласно требованиям Федерального закона № 261 компания "Удмуртские коммунальные системы" установила общедомовые приборы учета. В файле также указана стоимость прибора учета, как она определяется см. ответ на 5 вопрос.

1. Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее – ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Ответ: Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009г.

2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ?

Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов:  воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета.

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

4.

Почему ООО «УКС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Ответ: Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании «Удмуртские коммунальные системы» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

5. Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ: Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

— от нюансов его установки.

Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.

6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с п. 28.

Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано: 
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ: Для собственников нежилых помещений — обязательно.
Для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

9. Какова «цена» рассрочки?

Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

10. Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

11. Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?

Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?

Ответ: По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Ответ: После купли-продажи квартиры продолжать оплату расходов на установку ОДПУ должен её новый собственник.

Обязательная установка общедомового прибора учета (ОДПУ) предусмотрена российским законодательством. И многие жители Бурятии до сих просят разъяснить, что такое ОДПУ, хотя Федеральный закон № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу еще в 2009 году.

«Новая Бурятия» попыталась разобраться с порядком оплаты установки коллективных приборов учета.

Итак, ОДПУ – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объёмов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Проще говоря, это общедомовой счетчик, который принимает расчеты со всего многоквартирного дома. Расчёты за энергоресурсы (сюда относятся электричество, вода, тепло) должны производиться на основании данных об их количественном значении, которые определены при помощи счетчиков.

ОДПУ установит ресурсоснабжающая организация

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении…», если до 1 июля 2012 года коллективные приборы учета жильцы не установили самостоятельно, то за дело должны были взяться компании, которые и поставляют в дома свет, воду и тепло. Специалисты ОАО «ТГК-14» совместно с управляющими компаниями и Администрацией города провели обследование всех жилых домов Улан-Удэ и определили 186 объектов, где приборы учета должны быть установлены в первую очередь. В некоторых домах на тот момент собственники уже установили приборы сами, другие дома были исключены из-за отсутствия технической возможности.

Проще говоря, в законе четко прописано, что ОАО «ТГК-14» должно установить счетчики – и ОАО «ТГК-14» их установило. Теперь, согласно закону, все жильцы должны оплатить ОАО «ТГК-14» эти услуги по установке приборов учета.

Если же собственник не в состоянии оплатить счетчик и его установку сразу, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. При этом сумма начисляемых годовых процентов за данную предоставленную в кредит услугу не превышает размер ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком РФ на момент начисления. Кредит под такие низкие проценты (8,25%) сейчас нигде не получишь.

Важный момент. Даже платя ежемесячно за тепло и горячую воду, но при этом по каким-то «принципиальным» соображениям исключая платежи за установку счетчика, можно попасть в категорию должников. И тогда, согласно закону, к вам могут быть применены все меры взыскания в принудительном порядке, определенные законодательством. Арест имущества, изъятие автомобиля, удержания из заработной платы, наложение запрета на выезд за границу – это далеко не полный перечень мер, применяемый к должникам.

Сколько стоит установка ОДПУ

Вот пример расчета средств за установку общедомовых счетчиков с рассрочкой на 60 месяцев по квартире, площадью 58,7 кв. м. Исходим из стоимости установки счетчика в многоквартирном доме — 321 193,98 руб. Прибор установлен в январе 2015 года. При этом общая площадь всех квартир в этом доме 3456 кв. метров.

Сначала определяем стоимость установки счетчика из расчета на 1 кв. м площади данного дома: общую стоимость (321 193,98 руб.) делим на общую площадь всех квартир (3456 кв. м). Рассчитываем: 321 193, 98 : 3456 = 92,94 руб.

Стоимость установки счетчика для конкретной квартиры рассчитываем так: умножаем площадь этой квартиры (58,7 кв. м) на стоимость установки счетчика на 1 кв. м (92,94 руб.). Рассчитываем: 58,7 * 92,94 = 5 455,58 руб. То есть для данной квартиры стоимость установки ОДПУ равна 5 455,58 руб.

Затем рассчитываем месячный платеж за 60 месяцев. Полученную стоимость установки общедомового счетчика (5 455,58 руб.) делим на 60 месяцев. И стоимость платежа за установленный в январе 2015 года счетчик составляет: 5455,58 : 60 месяцев = 90,93 руб.

За рассрочку платежа взимается процент, который определяется так: 5455,58 * 8,25% : 12 = 37,51 руб.

Процент 8,25 – ставка рефинансирования ЦБ РФ, берется из ФЗот 23.11.2009 № 261.

Итого месячный платеж (90,93 руб.) + процент за рассрочку платежа (37,51 руб.): 90,93 + 37,51 = 128,44 руб.

Далее, если потребитель вовремя оплачивает ежемесячный платеж за установку общедомового счетчика, то процент за рассрочку платежа каждый раз уменьшается.

За весь период сумма процентов за рассрочку платежа составит 1143,97 руб. И за 5 лет собственник квартиры должен заплатить за установку общедомового счетчика: 5455,58 руб.

+ 1143,97 руб. = 6599,55 руб.

Можно изменить сроки выплаты суммы за установку, например, разбив платежи не на 5 лет, а на 2 года. Будет пусть небольшая, но экономия по процентам. Также можно в любое время выплатить всю оставшуюся сумму единовременно.

Счетчик считает, жители экономят

Теперь приведем пример реальной экономии потребления тепловой энергии после установки ОДПУ домом по ул. Пушкина, 23. Жилой дом советского периода постройки, площадь дома составляет 5567,6 кв. м, количество квартир 120. Общедомовой прибор учета в данном доме был установлен в 2012 году.

Первая корректировка платы за отопление по показаниям за 2012 год проведена в начале 2013 года. Начисление по нормативу за 2012 год по всему дому составило 2 млн 165 тыс. руб., фактически по показаниям прибора учета дом потребил тепловой энергии на 1 млн 138 тыс.

руб., т.е. экономия составила 1 млн 027 тыс. руб. Таким образом, на каждый лицевой счет ОАО «ТГК-14» были возвращены денежные средства в зависимости от площади квартиры.

Корректировки по этому дому проводились и в 2014, и в 2015 году. Как отметили в филиале «Теплоэнергосбыт Бурятии», «огромной» экономии по дому уже не будет, потому что потребление в разные отопительные периоды зависит только от температуры наружного воздуха, тем не менее, в 2014 году на лицевые счета потребителям возвращено 233 тыс. руб., а в 2015 году – 98 тыс. руб.

Процедура замены общедомового прибора учета в многоквартирном доме


Вопрос: 

В результате проведенной поверки выяснилось, что общедомовой прибор учета (далее — ОДПУ) вышел из строя. Осуществить его ремонт не представляется возможным, поскольку запчасти к данному типу ОДПУ больше не производятся.

Какова пошаговая процедура замены прибора учета, при том, что для его замены управляющая организация решила обратиться к ресурсоснабжающей? Надо ли уведомлять собственников помещений о замене общедомового прибора учета?

Ответ:

Для замены общедомового прибора учета управляющей организации необходимо:

1. Поставить вопрос о замене общедомового прибора учета на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, об источниках финансирования работ по замене прибора учета, дать возможность собственникам помещений ознакомиться с заявкой на заключение договора на замену прибора учета. При этом, отрицательное решение собственников помещений не будет являться основанием для отказа от замены общедомового прибора учета.

2. Направить заявку на заключение договора на замену общедомового прибора учета и приложенные к ней документы в ресурсоснабжающую организацию.

3. В течение 10 рабочих дней со дня получения ресурсоснабжающей организацией заявки обеспечить доступ представителям ресурсоснабжающей организации к месту установки общедомового прибора учета.

4. Выполнить технические условия, предоставленные ресурсоснабжающей организацией.

5. В течение 15 рабочих дней со дня получения проекта договора на замену общедомового прибора учета подписать предоставленный проект и направить его в ресурсоснабжающую организацию.

Обоснование:

Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.07.2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. N 149 (далее — Порядок заключения договора, утвержденный Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149).

В силу п. 3 Порядка заключения договора, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, договор является публичным и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и собственником (физическим или юридическим лицом, либо уполномоченным им лицом) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 4 Порядка заключения договора, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, договор заключается в простой письменной форме.

В соответствии с п. 5 Порядка заключения договора, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, для заключения договора заказчик — юридическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:     

1) сведения о предмете договора;     

2) полное и сокращенное наименование заказчика — юридического лица, место нахождения, почтовый адрес, а также телефоны, факс, адрес электронной почты;     

3) сведения о местонахождении подлежащего замене приборе учета, его технических характеристиках;     

4) основные требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов РФ.

В силу п.

6 Порядка заключения договора, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, к заявке заказчика — юридического лица или индивидуального предпринимателя прилагаются:     

1) копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета;     

2) копии учредительных документов;     

3) копия свидетельства о государственной регистрации;     

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах РФ;     

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

На основании п. 9 Порядка заключения договора, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.

Согласно п. 10 Порядка заключения договора, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, на основании документов, полученных исполнителем от заказчика, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра. В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.

В соответствии с п. 11 Порядка заключения договора, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

При отсутствии технической возможности выполнить работы, указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

Необходимо отметить, что, как показывает судебная практика, при правильно оформленной заявке и наличии всех необходимых документов, ресурсоснабжающая организация не вправе отказать заказчику в заключении договора (к такому выводу пришел, в частности, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 25.02.2013 г. N Ф09-14154/12).

В силу п. 12 Порядка заключения договора, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю.

Относительно необходимости уведомления собственников помещений в многоквартирном доме о предстоящей замене общедомового прибора учета необходимо пояснить следующее.

В соответствии с пп. «в» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, путем подготовки предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников, в том числе разработка перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей, обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, управляющей организации необходимо вынести на рассмотрение общим собранием собственников вопрос о необходимости замены вышедшего из строя общедомового прибора учета, источнике финансирования его замены, и ознакомить собственников помещений с проектом договора на его замену. Однако из судебной практики следует, что отсутствие решения общего собрания собственников помещений о замене общедомового прибора учета при его неисправности не является основанием для отказа от проведения работ по его замене (Решение арбитражного суда Республики Карелия от 26.06.2012 г. по делу N А26-3369/2012).

Также, исходя из позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, выраженной в Постановлении от 29.09.2010 г. N 6464/10, собственники помещений обязаны компенсировать управляющей организации только расходы на выполнение неотложных работ и услуг, вызванных обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.

Следовательно, управляющая организация обязана осуществить замену неисправного общедомового прибора учета в том числе и при отрицательном решении общего собрания собственников. Расходы по его замене могут быть возложены на собственников помещений только в том случае, если общедомовой прибор учета вышел из строя по причинам, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить, и за возникновение которых она не отвечает.


Правила расчета платы за горячую воду в домах, имеющих общедомовой прибор учета горячей воды.

21.08.2013

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

С 1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06. 05. 2011 № 354 (далее — Правила).

Правилами установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом помещении, и отдельно — коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (п.

40 Правил).

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

При отсутствии индивидуального прибора учета горячей воды размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

В домах с общедомовыми приборами учета горячей воды расчет за горячую воду производится по фактическим показаниям общедомового прибора учета горячей воды. Разница между объемами горячей воды по общедомовому прибору учета и суммой объемов индивидуальных приборов учета и начислений по нормативу (по квартирам, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета горячей воды) является общедомовым потреблением. Образовавшаяся разница распределяется между всеми потребителями пропорционально занимаемой площади жилых помещений и нежилых помещений.

Следует иметь ввиду, что фактическое потребление собственниками квартир, в которых отсутствуют водосчетчики, может быть гораздо больше установленного норматива потребления горячей воды. В этом случае образовавшееся «сверхпотребление» будет распределяться между всеми собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома пропорционально занимаемой площади. При этом собственники жилых помещений, у которых установлены индивидуальные газовые теплогенераторы (перешедшие на индивидуальное отопление) при отсутствии общедомового прибора учета горячей воды будут оплачивать общедомовое потребление горячей воды исходя из норматива потребления.

Согласно постановлению Министерства конкурентной политике и тарифов Калужской области от 22. 08. 2012 N 150 — эк норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении с водопроводом, канализацией, раковинами, кухонными мойками, ваннами длиной от 1500 до 1700 мм, душами составляет 2, 95 куб. м/ чел/мес.

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды с 01. 06. 2013 года составляет 0, 0298 куб.

м. на один квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Исключением из этого являются случаи, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Хотелось бы отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 — ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой

воды и электрической энергии до 1 июля 2012 г. , газа — до 1 января 2015 г. Не установление таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона.

Таким образом, при условии оборудования всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета горячей воды, установкой коллективного прибора учета горячей воды, ежемесячного предоставления фактических показаний индивидуальных приборов учета горячей воды всеми собственниками квартир и нежилых помещений, а также при отсутствии аварий в системе горячего водоснабжения, общедомовое потребление горячей воды должно быть нулевым. В противном случае, все расходы будут распределены между потребителями дома. »

Оставьте комментарий