Перерасчет коммунальных услуг

Порядок перерасчетов за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с п. 86 данных Правил, при временном отсутствии потребителя более 5 полных календарных дней подряд в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном порядке, по заявлению потребителя может быть проведен  перерасчет размера платы за соответствующие коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не проводится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Согласно п. 90 указанных Правил, перерасчет за коммунальные услуги проводится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

На основании п. 91 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с Правилами и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 к заявлению о перерасчете должны прилагаться не только документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, но и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

При отсутствии оригиналов документов копии указанных документов должны быть заверены нотариально.

ВАЖНО!

— Гражданам, проживающим в пределах города Екатеринбурга в ТСЖ, ЖСК, жилом фонде, не обслуживаемом «Единым Расчетным Центром», перерасчет проводится при представлении справки, подписанной председателем (начальником) ТСЖ, ЖСК, ЖЭУ, о том, что гражданин оплачивает коммунальные услуги по месту пребывания, с указанием периода оплаты.

— Гражданам, временно проживающим в сельской местности, в том числе на своих дачных участках, перерасчет может быть проведен при представлении справки из Администрации села (поселка) за подписью Главы или специалиста данной Администрации, заверенной соответствующей печатью, либо свидетельства о регистрации по месту пребывания.

— Гражданам, временно пребывающим за рубежом, перерасчет проводится после возвращения гражданина в РФ при представлении специалисту «Единого Расчетного Центра» оригинала загранпаспорта с отметками о выезде из РФ и въезде в РФ.

— Гражданам, постоянно проживающим за рубежом, перерасчет проводится на основании справки из консульского отдела посольства, в которой указано, с какого числа гражданин проживает за границей, при этом перерасчет будет проведен по дату выдачи справки (при условии оформления заявления на перерасчет в течение 30 дней с даты выдачи справки).

Все иные документы, выданные иностранным государством, подлежат легализации (п. 94 Правил).

Напоминаем, что все официальные документы, выданные юридическими лицами гражданам, должны содержать ОГРН, быть заверены печатью (при наличии), содержать расшифровки подписей должностных лиц, уполномоченных выдавать данные документы, иметь регистрационный номер и дату выдачи (п. 94 Правил).

Письменное заявление на перерасчет (с приложением документов) можно оформить в любом районном отделении «Единого Расчетного Центра» либо направить в адрес «Единого Расчетного Центра» почтой (620085, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 197).

Пример 1.

Абонент отсутствовал по месту жительства в период с 05.05.2017 по 15.05.2017.

Для проведения перерасчета за указанный выше период Абоненту необходимо обратиться не позднее 14.06.2017 с заявлением и представить документ, подтверждающий факт отсутствия, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки приборов учета.

Пример 2.

Абонент выехал с места жительства 25.06.2017 (после 2 ч. 00 мин. по местному времени), а вернулся 08.07.2017 (до 22 ч. 00 мин. по местному времени).

Перерасчет за отдельные виды коммунальных услуг в данном случае будет проведен за период с 26.06.2017 по 07.07.2017  включительно, то есть за 13 дней отсутствия.

Пример 3.

Абонент отсутствовал по месту жительства в период с 15.06.2017 по 30.06.2017.

Для проведения перерасчета за указанный выше период 04.07.2017 Абонент обратился с заявлением и представил  только посадочные талоны. В проведении перерасчета будет отказано, так как не представлен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки приборов учета. 

Все статьи Основания для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг по случаю временного отсутствия потребителей (Никитин Д.)

Потребитель, желая произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, должен документально подтвердить факт своего отсутствия в жилом помещении.

Зачастую между потребителями и управляющими организациями возникают споры о достаточности и достоверности представленных потребителем сведений. К примеру, подается заявление о производстве перерасчета за несколько лет, а в качестве подтверждающих документов представляются железнодорожные билеты либо справка об оплате коммунальных услуг по другому адресу. В заявленный период отсутствия потребитель или иные лица, как правило, имеют реальную возможность пользования жилым помещением и коммунальными услугами, что ставит управляющую организацию в затруднительное положение по поводу принятия решения о перерасчете. Противоречивые подходы по данной проблеме наблюдаются также и в судебной практике.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изм. и доп.) <1> (далее — ЖК РФ).
———————————
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

В ст. 154 ЖК РФ урегулированы вопросы о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.

1 ст. 157 ЖК РФ).
Как следует из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, регламентируется п. 86 — 97 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (с изм. и доп.) (далее — Правила) <2>.
———————————
<2> СЗ РФ. 2011. N 22. Ст. 3168.

Следует отметить, что действующие нормы Правил более детально регулируют рассматриваемые отношения по сравнению с утратившими силу п. 54 — 59 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изм. и доп.) <3>. Вместе с тем ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике, остаются нерешенными и вызывающими сложности.
———————————
<3> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2501.

Согласно п. 86 Правил перерасчет платы за коммунальные услуги может быть произведен при наличии следующих обстоятельств:
— жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
— потребитель отсутствует в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд.
Указанные обстоятельства сами по себе не образуют основания для производства перерасчета. В силу пп. «д» п. 33 Правил потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Пример из судебной практики. В удовлетворении иска потребителя к жилищно-строительному кооперативу о частичном возврате платежей за оказанные коммунальные услуги, связанные с использованием холодной и горячей воды, водоотведением, было отказано. Суд указал, что истец с заявлением о перерасчете соответствующих платежей в порядке, предусмотренном п. 91 Правил, к управляющей организации не обращался.
Между тем данная процедура закреплена как обязательная при возникновении у потребителя желания произвести перерасчет коммунальных платежей в связи с его временным отсутствием по месту их начисления.
В таком положении у жилищно-строительного кооператива не возникло обязанности по перерасчету платежей <4>.
———————————
<4> Определение Московского городского суда от 26 ноября 2014 г. N 4г/1-11688 // СПС «КонсультантПлюс».

Виды коммунальных услуг, оказываемых потребителю, перечислены в п. 4 Правил: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и пр. Согласно содержащейся в п. 86 Правил оговорке перерасчет платы не производится за предоставление коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Также не подлежит перерасчету размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. 88).
На основании п. 90 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Так, основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства. 2 июля 2012 г. истец на личном транспорте уехал в У., находясь в отпуске. В отпускном удостоверении была сделана отметка о прибытии на место 5 июля 2012 г. Из У. истец выехал 25 июля 2012 г., что также зафиксировано в удостоверении. По прибытии истец обратился в расчетный центр с заявлением о перерасчете коммунальных платежей за время отсутствия.

Согласно ответу перерасчет будет произведен за период, указанный в отпускном удостоверении, с 5 по 25 июля 2012 г., 6 дней, затраченных на дорогу, в перерасчет не включаются.
Расчетный центр пришел к выводу, что однозначно идентифицировать чеки на приобретение истцом бензина не представляется возможным, в связи с чем в перерасчет не был включен период проезда к месту отдыха и обратно.
Из материалов дела следует, что истцом ответчику были представлены отпускное удостоверение, копия свидетельства о регистрации транспортного средства, собственником которого является истец, чеки на дизельное топливо, в том числе за 3, 4 июля 2012 г., а также 26, 27, 28 июля 2012 г. Истец утверждает, что к месту проведения отпуска и обратно следовал на принадлежащем ему автомобиле.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия пришла к выводу, что в данном случае имеются основания для произведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период отсутствия истца в жилом помещении во время его следования к месту отдыха и обратно. Ответчиком должен быть произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период нахождения истца в пути (3, 4, 26, 27 июля 2012 г.), поскольку дни выбытия и прибытия (2 и 28 июля 2012 г.) не могут быть включены в указанный перерасчет <5>.
———————————
<5> Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 22 января 2013 г. по делу N 33-197/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги может быть подано до начала или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Пропуск тридцатидневного срока является основанием для отказа в производстве перерасчета <6>.
———————————
<6> См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 24 ноября 2014 г. по делу N 33-46838; Определение Ленинградского областного суда от 23 мая 2013 г. N 33-2412/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Заявление о перерасчете должно содержать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, дни начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении <7>.
———————————
<7> В качестве примера можно привести дело, в котором суд отказал в удовлетворении заявления об обязании произвести перерасчет, поскольку спорное требование заявлено без точного указания периода непроживания собственников жилого помещения и членов их семьи по месту регистрации (Определение Санкт-Петербургского городского суда N 33-3932 // СПС «КонсультантПлюс»).

В п. 93, 94 Правил приводится перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, а также предъявляемые к ним требования.
Данный перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в Правилах не оговаривается вопрос о достаточности информации, подтверждающей временное отсутствие.
Строго говоря, для производства перерасчета потребитель должен доказать факт непрерывного отсутствия в жилом помещении, в связи с чем в определенных случаях представление того или иного документа не может свидетельствовать о достоверности сообщаемых им сведений.
Несколько примеров из судебной практики.
1. В удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей было отказано, поскольку истец, зарегистрированный и проживающий по иному адресу, не был лишен возможности пользоваться услугами по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и газоснабжению в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.

Приборы учета в указанной квартире не установлены.
Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальных ресурсов, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления коммунальных услуг, истцом не представлено <8>.
———————————
<8> Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2015 г. N 33-218/2015 по делу N 2-1302/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Справки администрации сельского поселения о проживании истца и его сына в спорный период в поселке при отсутствии регистрации по месту пребывания не являются основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги <9>.
———————————
<9> Определение Ленинградского областного суда от 27 марта 2014 г. N 33-1439/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Суды первой и второй инстанции признали законным отказ в производстве перерасчета платы за коммунальные услуги, поскольку, несмотря на представление справки садового некоммерческого товарищества, в спорный период истец совершал со стационарного телефона звонки, в том числе в аварийно-диспетчерскую службу для проведения работ в квартире. Факт посещения квартиры в спорный период истец не отрицал.
4. Не могут служить поводами для перерасчета составленные акт о проживании в одном месте и акт о непроживании в другом <10>.
———————————
<10> Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29 апреля 2015 г. по делу N 33-5547/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Существует и иной подход, более формальный, когда суды признавали в качестве основания для перерасчета, к примеру, справку о проживании на даче и свидетельские показания <11>, справку товарищества собственников жилья о фактическом проживании и оплате коммунальных услуг по другому адресу <12>, свидетельство о регистрации по месту пребывания <13>, акт о фактическом проживании по другому адресу <14>.
———————————
<11> Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 сентября 2013 г. N 33-13632/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
<12> Апелляционное определение Пермского краевого суда от 18 мая 2015 г. по делу N 33-4724 // СПС «КонсультантПлюс».
<13> Определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 октября 2012 г. N 33-14995/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
<14> Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22 августа 2014 г. по делу N 33-10779/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

Интересные выводы делались и арбитражными судами.
Товарищество собственников жилья обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп.) <15> (далее — КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
———————————
<15> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

По мнению товарищества, справка отдела вневедомственной охраны не может являться доказательством проживания истца и членов его семьи в спорный период в другом месте. Кроме того, в пользу проживания в спорный период потребителей в жилом помещении указывают иные доказательства: данные о потреблении электроэнергии, комиссионный акт товарищества с письменными показаниями соседей.
В удовлетворении заявленных требований было отказано. Суд обратил внимание заявителя на то, что в данном случае спор не состоит в определении периода, за который подлежит перерасчету плата за коммунальные услуги. Нарушение, допущенное товариществом, заключается в необоснованном отказе в таком перерасчете в полном объеме при том, что доказательства временного отсутствия собственника жилого помещения имеются <16>.
———————————
<16> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2012 г. N 15АП-11448/2012 по делу N А53-20559/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Еще пример. В отношении управляющей организации было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства (производстве перерасчета за период временного отсутствия К., Ч.).
По мнению управляющей организации, справка с места работы не относится к документам, подтверждающим право на перерасчет коммунальных услуг. Посчитав предписание незаконным, управляющая организация обратилась в арбитражный суд.
Судом было установлено, материалами дела подтверждено, что представленные Ч. заявления о перерасчете с приложенными справками приняты управляющей организацией без каких-либо замечаний к форме и порядку оформления прилагаемых документов.
Управляющая организация не воспользовалась предоставленным ей правом проверить подлинность, полноту и достоверность содержащихся в представленных документах сведений, не направила официальных запросов в выдавшие их органы и организации (п. 95 Правил).
Суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания <17>.
———————————
<17> Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2014 г. по делу N А27-11613/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

Как видно из приведенных примеров, в судебной практике по-разному решаются вопросы, связанные с документальным подтверждением периода временного отсутствия. Управляющая организация не лишена права занимать активную позицию при проверке представленных потребителем сведений.
Чтобы избежать споров, добросовестные потребители до начала периода временного отсутствия могут в порядке п. 96 Правил обращаться к управляющей организации с заявлением об отключении и опломбировании запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем. В данном случае представление документов, подтверждающих период отсутствия, не требуется.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

В соответствии с Правилами № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, при этом, не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Заявление вы можете подать как до начала периода временного отсутствия, так и по окончании такого отсутствия, но не позднее 30 дней после вашего возвращения домой.

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие, продолжительность вашего отсутствия, а именно:

    копию командировочного удостоверения или справку о командировке, заверенные по месту работы;
    справку о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
    проездные билеты, оформленные на имя потребителя;
    счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
    справку органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту пребывания;
    справку организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель отсутствовал;
    справку, подтверждающую период временного отсутствия по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
    справку дачного, садового, огороднического товарищества;
    справку консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающую временное пребывание за пределами РФ, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию.

При этом, все документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации, заверены печатью такой организации, иметь регистрационных номер, дату выдачи. Документы должны быть в обязательном порядке составлены на русском языке или переведены на русский язык. Предоставляемые копии документов (без предъявления их оригиналов) должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным на совершение действий по заверению копий документов.

Если зарегистрированные  члены семьи не проживали по месту регистрации  и предоставляли справку с места, где проживают, о том, что оплачивают коммунальные услуги там, должны ли они оплачивать коммунальные услуги по месту прописки?

Согласно положениям Жилищного Кодекса РФ, а также Правил № 354, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги производится на всех постоянно и временно зарегистрированных (пункты.56, 58) в жилом помещении граждан, а также – на временно проживающих потребителей, указанных в заявлении собственника, направленном в управляющую компанию.

В соответствии с п.11 ст.155 Жилищного кодекса РФ «неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации».

Если представлен документ, подтверждающий временное отсутствие, перерасчет производится в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения при условии отсутствия в квартире индивидуальных приборов  учета. Отопление помещения, общедомовые нужды перерасчету  не подлежат.

Голосование:

4 сентября 2017

Плата за коммунальные услуги включает плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальные услуги также включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в таком доме либо способ управления не выбран или не реализован (ч. 4, 5 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за предоставляемые коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета за расчетный период, а при их отсутствии — из нормативов потребления коммунальной услуги.

Отметим, что норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю (п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).

Если собственники помещений в МКД не обеспечили установку или введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности), плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Аналогичным образом повышается плата при недопуске исполнителя два раза и более в помещение для проверки приборов учета (п. 60(1) Правил, утв.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; п. п. 4 и 26(1) Приложения N 2 к Правилам N 354).

Следует также учитывать, что нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты, не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту (п. 2 Критериев, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627; Письмо Минстроя России от 03.11.2016 N 36508-ОД/04).

Действующее законодательство предусматривает ряд ситуаций, когда возможен перерасчет коммунальных платежей.

Ситуация 1

Если проверяется состояние приборов учета, с которых потребитель снимает показания, или достоверность показаний приборов, которые потребитель представил для расчета платы за коммунальную услугу.

При проверке может выясниться, что прибор учета находится в исправном состоянии, например пломбы на нем не повреждены, но его показания расходятся с теми, которые потребитель представил для расчета стоимости коммунальной услуги за расчетный период, предшествующий проверке.

В этом случае плата за услугу пересчитывается исходя из показаний прибора учета, которые сняли проверяющие.

После перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае он получит требование внести доначисленную плату, а во втором — уведомление об излишне начисленной плате. Обратите внимание на то, что излишне уплаченные суммы вам зачтут при оплате будущих расчетных периодов (п. 61 Правил N 354).

Ситуация 2

Если обнаружено, что нарушен порядок подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.

О несанкционированном подключении составляется акт, на основании которого потребителю направляется уведомление о необходимости устранения такого подключения и пересчитывается плата за коммунальную услугу. Потребителю доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Они рассчитываются как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, до даты его устранения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Если проверяющие не смогут установить дату несанкционированного подключения, то плату доначислят начиная с даты предыдущей проверки прибора учета. Доначисление возможно не более чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение (п. 62 Правил N 354).

Ситуация 3

Если обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, находящегося у потребителя, вызвавшее нарушение показателей.

В этой ситуации плата за коммунальные услуги пересчитывается исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Перерасчет производится с даты установления пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, но не ранее чем с даты предыдущей проверки прибора учета и не более чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство (п. 81(11) Правил N 354).

Ситуация 4

Если потребитель, проживающий в жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, временно отлучается на срок более пяти полных календарных дней подряд.

Перерасчет производится по заявлению потребителя. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, пересчитывает плату за них, исходя из количества полных календарных дней отсутствия потребителя. День отъезда и день возвращения домой не учитываются.

По этому основанию не пересчитывается размер платы за отопление, электроснабжение и газоснабжение для целей отопления жилых помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Кроме того, плату за услугу по водоотведению пересчитают, только если пересчитывается плата за коммунальную услугу по холодному или горячему водоснабжению (разд. VIII Правил N 354).

Ситуация 5

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги уменьшается. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, если не докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или по иным основаниям, предусмотренным законом.

При этом факт непредоставления и (или) ненадлежащего предоставления коммунальных услуг может быть подтвержден любыми средствами доказывания, предусмотренными законом, в том числе показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; разд. IX Правил N 354; п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

Ситуация 6

Если в жилых помещениях нет индивидуальных приборов учета тепловой энергии или полностью или частично отсутствуют индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета, но имеются коллективные (общедомовые) приборы учета и при этом жилые помещения оборудованы распределителями.

Плата за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а если нет сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год — исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию.

При этом размер платы за отопление корректируется один раз в год. На основании данных корректировки плату пересчитывают (п. 53 Правил N 354).

Связанные вопросы

Как оплачивать коммунальные услуги при временном отсутствии? >>>

Оставьте комментарий