Признание дома аварийным

Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной сферы в настоящее время являются большие масштабы ветхого и аварийного жилищного фонда.

Аварийными признаются многоквартирные дома, проведение восстановительных работ в которых технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Понятие ветхого жилья в законодательстве не содержится. Однако исходя из иных нормативных актов и сложившейся практики, ветхим состоянием здания считается состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов — свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард — свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. Таким образом, основное отличие аварийного и ветхого жилья состоит в том, что последнее характеризуется только высокой степенью износа, в то время как аварийное жилье представляет опасность для жизни проживающих.

Основаниями для признания жилого дома аварийным могут быть:

ухудшение эксплуатационных характеристик здания в целом или отдельных его частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

расположение дома в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно с помощью инженерных и проектных решений предотвратить подтопление;

наличие у дома повреждений, полученных в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;

 наличие у дома деформации фундамента, стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;

 нахождение дома в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях.

Для того чтобы отнести жилье к ветхому, необходимо определить степень его износа.

Однако расчет процента износа, как правило, осуществляется приблизительно, так как специальных математических формул для его определения нет. Поэтому и решение, признавать ли жилье ветхим или нет, выносится часто в зависимости от желания чиновников, а не из объективной необходимости.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется специально создаваемой межведомственной комиссией. Межведомственные комиссии создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В настоящее время решения о признании домов аварийными и подлежащими сносу в отношении многоквартирных жилых домов принимаются комиссиями, созданными органом местного самоуправления.

В текущем году Правительством РФ был подготовлен законопроект, отражающий вопросы проведения капитального ремонта жилых домов. Согласно данному документу, все полномочия по проведению капитального ремонта предаются на региональный уровень, что отчасти является не совсем правомерным. В отношении старых обязательств государства по капитальному ремонту, который не был произведен, должна сохраняться обязанность государства производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Долг государства по недостающему ремонту оценивается в 3,5 трлн рублей. В настоящее время разрабатывается новая редакция законопроекта.

Согласно ст. 89 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма, предоставляемое взамен ранее занимаемого, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Наиболее часто возникающие вопросы в правоприменительной практике, касающиеся равноценности жилья, предоставляемого взамен аварийного.

Количество комнат должно быть равнозначным. Недопустимо уменьшение жилой площади и количества комнат за счет увеличения площади вспомогательных помещений (кухни, коридора т.д.), даже если общая площадь предоставляемого жилья больше ранее занимаемого (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.10.10 г. по делу № 8-В10-11);

Количество комнат должно быть также равнозначным и при переселении лиц, ранее проживавших в коммунальной квартире, в отдельную квартиру (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.02.2010 г. по делу № 60-В10-3);

Невозможно переселение жильцов из обычной квартиры в квартиру-студию, если площади и количество комнат в этих квартирах равны, так как в квартире-студии в жилую площадь включается площадь ниши, предназначенной для использования в качестве кухни, что фактически является вспомогательным помещением и в жилую площадь входить не должно (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.06.2011 г. по делу № 67-В11-3);

Для получения жилья по нормам предоставления необходимо быть малоимущим либо состоять на учете в качестве нуждающегося или иметь право состоять на таком учете. В п. 1 ст. 89 ЖК РФ указано, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Такой случай предусмотрен ФЗ от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Смысл в том, что если религиозной организации передается государственный или муниципальный жилищный фонд, а люди, выселенные из него, признаны малоимущими либо состоят на учете в качестве нуждающихся или вправе состоять на таком учете, получают жилье по норме предоставления. Однако есть судебная практика, позволяющая более широко толковать п. 1 ст. 89 ЖК РФ и не связывать предоставление жилья по нормам предоставления только с передачей имущества религиозным организациям. Так, например, в соответствии с нормами предоставления лицам была предоставлена квартира, площадь которой в три раза превысила площадь ранее занимаемого жилья. При этом суд принял во внимание, что истец и его семья признаны малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма (Решение Индустриального суда г. Перми от 03.06.2011 г.).

Расчеты с собственником приватизированного жилья, согласно ст. 32 ЖК РФ, могут осуществлять двумя способами: уплата выкупной цены за изымаемое помещение, либо предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению сторон.

Выкупная цена должна включать в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изъятием жилья, в том числе упущенную выгоду. Однако выкупная цена чаще всего не покрывает всех реальных расходов собственника на приобретение нового жилого помещения, так как рыночная стоимость ветхого и аварийного жилья несоразмерна стоимости квартиры даже на вторичном рынке недвижимости.

В качестве решения этой проблемы можно использовать возможность так называемой «расприватизации». Однако возможно это только при наличии ряда условий:

жилье должно быть единственным у собственника

основание приобретение жилья — приватизация (а не договор купли-продажи, к примеру)

в отношении жилья не осуществлялось никаких сделок с момента приобретения права собственности либо прописки иных лиц в квартиру

В случае признания жилого дома аварийным он подлежит сносу. Каким должен быть срок сноса?

Принятие решения о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к компетенции органа местного самоуправления. Однако данное решение можно оспорить в суде. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Данный вывод подтверждается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года (Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года).

Проблема ветхого и аварийного жилья глазами администрации

Финансирование ветхого и аварийного жилья производится, главным образом, по двум направлениям — за счет бюджетных средств и за свет инвесторов.

По оценкам Международной финансовой корпорации (IFC ) для проведения капремонта и модернизации жилого фонда в России необходимы масштабные инвестиции, составляющие около 322 млрд. рублей ежегодно до 2035 г. В рамках региональных программ софинансирования Фондом ЖКХ средняя стоимость ремонта в 2011 г. составляла 833 руб. на кв. м и 837 руб. на кв. м — в 2010 г. При этом в настоящее время динамика фактического старения жилого фонда в два раза превышает количество сносимого ветхого и аварийного жилья.

«В текущем году были разработаны поправки в закон о Фонде содействия реформе ЖКХ, согласно которым было предложено выделять деньги муниципалитетам только для сноса аварийного жилья, — говорит адвокат Олег Сухов. — Однако последствием такого реформирования может стать то, что сносу будет подвергаться даже то жилье, которое ещё можно отремонтировать, с учетом того, что капремонт обходится дешевле переселения дома. К тому же, несколько снижает выгоду сноса домов по сравнению с ремонтом то обстоятельство, что в итоге принятия многих судебных решений жилье выделяется гражданам взамен ранее занимаемого по нормам предоставления, что ведет к колоссальным расходам. Однако все чаще администрации стараются сосредоточить жилищную политику на строительстве нового жилья. В этом помогает возможность привлечения инвестиций, что дает ряд обоснованных преимуществ: инвестор берет на себя функцию сноса аварийного жилья, строительство новых домов способствует обновлению коммуникаций и благоустройству населенного пункта в целом».

Перспективы ветхого и аварийного жилья

Московской области создание благоприятного инвестиционного климата является одной из первоочередных задач на пути решения проблемы с ветхим и аварийным жильем. В том числе, для получения бюджетных средств необходимо заручиться всеми возможностями их грамотной реализации, в т.ч. наличием строительных компаний, готовых осуществить возведение нового жилья либо капитальный ремонт ветхого жилого фонда.

Многие районы Подмосковья характеризуются недобросовестным отношением застройщиков к выполнению обязательств по строительству жилых домов. В итоге, оказывается, что документация не согласована в необходимые сроки либо строительство необоснованно приостанавливается. В связи с этим планируется создание «черного списка» застройщиков Подмосковья. В 2011 году подобный список уже составлялся. Лидерами по количеству остановленных новостроек тогда являлись Сергиев Посад, Пушкино, Балашиха, Троицк и Лобня.

Для решения жилищных проблем, в том числе ликвидации аварийного жилья, в Московской области, создана специальная структура, наделенная функциями отдельного министерства. Это рациональная мера, так как в ряде районов проблемы ветхо-аварийного жилья стоят достаточно остро. Так, например, в Пушкинском районе, в Ступино и Клину в минувшем году не осуществлялось строительство жилья для переселенцев.

В качестве одного из способов решения вопроса о ветхом жилье можно рассматривать также реконструкцию, обладающую некоторыми преимуществами: не требует переселения жильцов, цены на их квартиры при этом повышаются в разы в отличие от «аварийных» цен, нет необходимости в разработке новых участков под застройку, отсутствуют затраты на снос, а реконструкцией полностью занимается строительная организация.

«Быстрое устаревание жилищного фонда вызвано, в том числе, сложными условиями его формирования в годы военного и послевоенного периода, а также продолжительным отсутствием капитального ремонта и низким качеством содержания жилья. Поэтому в настоящее время одним из приоритетных направлений жилищной политики является ремонт и ликвидация ветхого и аварийного жилья, главной целью которого должна стать разработка схем и механизмов привлечения бюджетных и иных материальных ресурсов», — резюмирует адвокат Олег Сухов.

Экспертиза по признанию дома аварийным

Действующее законодательство гарантирует гражданам России право на безопасность жилища и возможность проживать в надлежащих санитарных условиях. Если по каким-то причинам жилье престает быть подходящим для постоянного проживания, возможно признание дома аварийным и подлежащим сносу.

Дом может признаваться аварийным если его состояние слишком ветхое или аварийное, все здания или отдельные помещения имеют неподходящее для проживания состояние (не соответствуют действующим санитарным нормам), либо наблюдается негативное влияние внешних факторов (слишком сильный шум, чрезмерные вибрации и т.д.). Экспертиза по признанию дома аварийным будет нужна, если из-за значительного физического износа жить в здании становится небезопасно, параметры микроклимата в помещении не соответствуют нормам или ввиду каких-либо техногенных ситуаций здание получило не подлежащие восстановлению повреждения.

Зачем может понадобиться признание дома аварийным и подлежащим сносу с привлечением эксперта?

  • Если существуют сомнения в подходящем для проживания состоянии всего дома либо отдельной квартиры;
  • В жилом здании есть существенные повреждения, которые можно классифицировать как признаки аварийности дома;
  • Жильцы считают жилье не подходящим для проживания, однако специальная комиссия не посчитала жилье аварийным;
  • Если жильцы уверены в нормальном состоянии жилья и его пригодности для эксплуатации, а по выводам комиссии дом признан аварийным, и было решено переселять жильцов.

Как признать дом аварийным?

Признать объект непригодным для жилья может исключительно специально созданная межведомственная комиссия, однако в некоторых случаях важна и независимая экспертиза по признанию дома аварийным.

Проведение такой экспертизы может быть инициировано как представителями исполнительной службы в рамках судебных разбирательств, так и самими проживающими в проблемном доме людьми. Выводы экспертизы считаются вескими аргументами при отстаивании законных прав жильцов.

Проведя работу, комиссия может принять одно из возможных решений:

  • Объект соответствует всем действующим требованиям и пригоден к проживанию.
  • В помещении необходим капитальный ремонт или реконструкция и после этого жилье будет пригодным к эксплуатации.
  • Жилье не соответствует действующим нормам, и жить в нем нельзя. Многоквартирный дом относится к категории аварийных и подлежит сносу.

Результаты работы комиссии отражаются в акте обследования жилья и заключении о пригодности помещений для проживания. Все документы составляются в трех экземплярах.

Если решением комиссии жильцы не удовлетворены, свои права они имеют возможность отстаивать через суд. Независимая экспертиза по признанию дома аварийным может стать одним из веских доводов при обжаловании решения комиссии в судебном порядке. Обоснованием для отстаивания прав жильцов может быть письменное заключение независимого эксперта в отношении спорного здания или квартиры. Перед тем, как признать дом аварийным, эксперт найдет веские подтверждения несоответствия состояния дома или квартиры нормам действующего законодательства. Однако даже представленные при судебных разбирательствах выводы независимого специалиста имеют рекомендательный характер: признание дома аварийным и подлежащим сносу – прерогатива или специально созданной комиссии, или суда.

Привлечение независимого эксперта к работе комиссии возможно, однако это не является обязательным. Независимая экспертиза по признанию дома аварийным может проводиться как после начала судебных разбирательств, так и при проведении досудебных переговоров, для аргументирования одной из сторон своей позиции в споре.

Если и суд подтвердит, что дом для проживания не подходит, жильцам предоставляется другое пригодное для проживания жилье.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июня 2012 г. N 1226

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ,

ПРИЗНАННЫХ АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Уставом муниципального образования городского округа город Новоалтайск Алтайского края постановляю:

1. Утвердить Порядок сноса многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (приложение).

2. Опубликовать настоящее постановление в Вестнике муниципального образования города Новоалтайска и разместить на официальном сайте города Новоалтайска в сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации города И.В.Спивака.

Глава Администрации города

Б.К.ПАРАДОВСКИЙ

Приложение

к Постановлению

Администрации города

от 8 июня 2012 г. N 1226

ПОРЯДОК

СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, ПРИЗНАННЫХ

АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок сноса многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее — Порядок), определяет полномочия и обязанности органов Администрации города Новоалтайска (далее — Администрация города) при сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

2. Признание в установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее — Положение), порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления межведомственной комиссией к собственникам помещений в указанном доме требований о сносе в разумный срок.

3. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город Новоалтайск, в порядке, предусмотренном частями 1 — 5, 5 — 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс РФ).

4. После прохождения всех процедур, установленных статьей 32 Жилищного кодекса РФ, и освобождения собственниками жилых помещений многоквартирный аварийный дом (аварийный дом) подлежит сносу в установленном ниже порядке.

2. Условия сноса аварийного дома

5. Снос аварийного дома может быть произведен на безвозмездной основе или посредством выставления на аукцион услуги по сносу аварийного дома в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Порядок сноса аварийного дома на безвозмездной основе

6. Комитет Администрации города Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству (далее — комитет ЖКГХЭТС) организует снос аварийного многоквартирного дома на основании распоряжения Администрации города (далее — распоряжение).

7. Комитетом ЖКГХЭТС в приоритетном порядке рассматривается вопрос о заключении договора оказания услуги по сносу аварийного дома на безвозмездной основе.

8. Условия выполнения услуги по сносу аварийного дома на безвозмездной основе устанавливаются в договоре оказания услуг по сносу аварийного дома (далее — договор) (приложение N 1).

9. Для выявления юридических лиц или физических лиц, желающих произвести снос аварийного дома, комитет ЖКГХЭТС в течение двух рабочих дней со дня издания распоряжения, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, направляет для опубликования в газете «Наш Новоалтайск» сообщение (приложение N 2) с предложением о заключении договора о сносе аварийного дома.

10. Срок приема заявлений о заключении договора о сносе аварийного дома (далее — заявление) (приложение N 3) устанавливается в семь календарных дней со дня опубликования сообщения в газете «Наш Новоалтайск».

11. Заявление подается в комитет ЖКГХЭТС в двух экземплярах. Заявление регистрируется в специальном журнале. В журнале и на заявлениях специалистом комитета ЖКГХЭТС при заявителе фиксируется время и дата приема заявления, и один экземпляр заявления с отметкой о регистрации возвращается заявителю. Заявления и журнал регистрации заявлений на следующий рабочий день после окончания срока приема заявлений направляются председателю комитета ЖКГХЭТС.

12. Договоры заключаются в порядке очередности подачи заявлений, установленной по времени и дате регистрации заявлений.

13. На следующий рабочий день после окончания срока приема заявлений председатель комитета ЖКГХЭТС в течение двух рабочих дней рассматривает поданные заявления.

14. По результатам рассмотрения заявлений председатель комитета ЖКГХЭТС принимает решение о заключении договоров и (или) об отказе в заключении договоров.

Основанием для отказа в заключении договора является более поздняя подача заявления, устанавливаемая по времени и дате регистрации, по отношению к другим заявлениям, на которых стоит более ранние время и дата регистрации.

15. С заявителем в течение трех рабочих дней после принятия решения председателем комитета ЖКГХЭТС заключается договор.

Сообщение о приглашении для заключения договора направляется заявителю телефонограммой по номеру телефона, указанному в заявлении.

Остальным заявителям в течение следующего рабочего дня после заключения договора направляются письменные сообщения об отказе в заключении договора.

16. В случае отказа заявителя от заключения договора председатель комитета ЖКГХЭТС принимает решение о заключении договора с заявителем, в заявлении которого зафиксированы время и дата подачи заявления, следующие за временем и датой, зафиксированным на заявлении заявителя, выигравшего конкурс и отказавшегося от заключения договора.

4.

Порядок сноса аварийного дома при отсутствии

заявителей по заключению договора о сносе

дома на безвозмездной основе

17. В случае, если не были выявлены лица, желающие заключить договор оказания услуги на безвозмездной основе для сноса аварийного дома, указанный аварийный дом должен быть снесен за счет средств бюджета городского округа, предусмотренных на эти цели.

18. В этом случае, в течение трех рабочих дней после окончания установленного пунктом 10 настоящего Порядка срока приема заявлений, комитетом ЖКГХЭТС проводится определение стоимости услуги по сносу аварийного дома, а также готовятся документы для проведения аукциона на оказание услуги по сносу аварийного дома.

19. После выделения комитету ЖКГХЭТС средств на снос аварийного дома комитет ЖКГХЭТС проводит аукцион по заключению муниципального контракта на оказание услуги по сносу аварийного дома в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

5.

Контроль

20. Контроль за оказанием услуги по сносу аварийного дома в соответствии с заключенными договорами и муниципальными контактами возлагается на председателя комитета ЖКГХЭТС.

Секретарь Администрации города

О.В.Гладкова

Приложение N 1

к Порядку

сноса многоквартирных

домов, признанных аварийными и

подлежащими сносу,

утвержденному постановлением

Администрации города

от 8 июня 2012 г. N 1226

ДОГОВОР

ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО СНОСУ АВАРИЙНОГО ДОМА

г. Новоалтайск «___» ________ 2012 г.

Комитет Администрации города Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству (комитет ЖКГХЭТС), именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице председателя комитета Е.В.Каниной, действующей на основании Положения о комитете ЖКГХЭТС, с одной стороны, и _______________________________, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», в лице ____________, действующего на основании ________, с другой стороны, именуемые вместе «Стороны», а по отдельности «Сторона», в соответствии с Положением о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, заключили настоящий договор (далее — настоящий Договор) о нижеследующем.

Статья 1. Предмет Договора

1.1. Исполнитель обязуется на свой риск, своими силами и средствами оказать Заказчику следующие услуги (далее — Услуги):

1) снос аварийного дома, расположенного по адресу: г. Новоалтайск, ул. _______________, N ___ (далее — Объект);

2) вывоз отходов, оставшихся после сноса Объекта;

3) приведение земельного участка в границах, определенных Заказчиком, на котором располагался снесенный Объект, в порядок — отсутствие на земельном участке отходов сноса Объекта, планировка земельного участка.

1.2. Исполнитель вправе привлекать к оказанию Услуг третьих лиц без предварительного получения на то согласия Заказчика.

1.3. Сроки оказания Услуг:

начало — со дня подписания настоящего Договора;

окончание — не более ___ календарных дней с начала оказания Услуг.

Статья 2. Обязанности сторон

2.1. Заказчик обязан:

2.1.1. Предоставить Исполнителю Объект, указанный в пп. 1 п. 1.1 статьи 1 настоящего Договора для сноса;

2.1.2. Определить границы земельного участка, подлежащего приведению в порядок, — вывоз отходов, планировка земельного участка;

2.1.3. В срок, указанный в п. 4.2 статьи 4 настоящего Договора, осуществить приемку оказанных Исполнителем Услуг.

2.2. Исполнитель обязан:

2.2.1. Оказать Заказчику Услуги, указанные в п. 1.1 статьи 1 настоящего Договора;

2.2.2. Нести ответственность перед Заказчиком за надлежащее выполнение Услуг третьими лицами, привлеченными Исполнителем для оказания Услуг;

2.2.3. Обеспечить выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, по охране окружающей среды, зеленых насаждений, земли при выполнении Услуг;

2.2.4. Обеспечить охрану Объекта для недопущения проникновения на Объект посторонних лиц;

2.2.5. Выполнять Услуги в соответствии с нормами, положениями, предусмотренными действующим законодательством при производстве работ по сносу Объекта;

2.2.6. Допускать представителя Заказчика на Объект для контроля за ходом работ;

2.2.7. Устранить недостатки, в сроки, указанные в п. 4.3 статьи 4 настоящего Договора;

2.2.8. Заключить договор с ООО «Коммунальное хозяйственна приемку отходов от сноса Объекта.

Статья 3. Права сторон

3.1. Заказчик имеет право:

3.1.1. Направлять своего представителя на Объект, для осуществления контроля за ходом работ;

3.1.2. В случае, не устранения недостатков в срок указанный в п. 4.3 статьи 4 настоящего Договора, привлечь другого Исполнителя для устранения недостатков.

3.2. Исполнитель имеет право:

3.2.1. Выбрать способ сноса Объекта — обрушением и/или разборкой.

Статья 4. Порядок сдачи и приемки оказанных услуг

4.1. По факту оказания Услуг Исполнитель представляет Заказчику на подписание акт сдачи-приемки оказанных услуг в двух экземплярах (приложение).

4.2. В течение трех дней после получения акта сдачи-приемки оказанных услуг Заказчик обязан подписать его и направить один экземпляр Исполнителю либо, при наличии недостатков, представить Исполнителю мотивированный отказ от его подписания в виде претензии.

4.3. В случае наличия недостатков, указанных в претензии, Исполнитель обязуется устранить их в течение пяти дней со дня получения соответствующей претензии Заказчика.

4.4. Услуги считаются оказанными с момента подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.

4.5. Исполнитель имеет право исполнить Услуги раньше сроков, указанных в п. 1.3 статьи 1 настоящего Договора. В данном случае Стороны руководствуются пп. 4.1 — 4.4 настоящей статьи.

Статья 5. Стоимость услуг по Договору

5.1. Услуги по настоящему Договору оказываются исполнителем безвозмездно.

Статья 6. Ответственность сторон

6.1. За нарушение сроков оказания Услуг, указанных в п. 1.3 статьи 1 настоящего Договора, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 1000 (одной тысячи) рублей, не оказанных в срок Услуг за каждый день просрочки.

6.2. За нарушение сроков, указанных в п. 4.3 статьи 4 настоящего Договора, Заказчик выплачивает Исполнителю штраф в размере 1000 (одной тысячи) рублей за каждый день просрочки.

6.3. Исполнитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательства по настоящему Договору, обязан возместить Заказчику убытки.

6.4. Во всех других случаях неисполнения обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Статья 7.

Форс-мажор

7.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору при возникновении непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (обстоятельства форс-мажора).

7.2. В случае наступления этих обстоятельств Сторона обязана в течение двух дней уведомить об этом другую Сторону.

7.3. В случае наступления обстоятельств форс-мажора сроки, предусмотренные в п. 1.3 статьи 1 настоящего Договора, отодвигаются соразмерно времени действия этих обстоятельств.

7.4. Если обстоятельства непреодолимой силы продолжают действовать более одного месяца, то каждая Сторона вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке.

Статья 8. Срок действия, изменение

и досрочное расторжение Договора

8.1. Настоящий Договор вступает в действие со дня его подписания и действует до исполнения Сторонами своих обязательств.

8.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, если совершены в письменной форме и подписаны обеими Сторонами. Соответствующие дополнительные соглашения Сторон являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

8.3. Настоящий Договор может быть досрочно расторгнут по соглашению Сторон либо по требованию одной из Сторон в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

Статья 9. Разрешение споров

9.1. Стороны будут стремиться к разрешению всех возможных споров и разногласий, которые могут возникнуть по настоящему Договору или в связи с ним, путем переговоров.

9.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, передаются на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

Статья 10. Заключительные положения

10.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

10.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон.

10.3. К настоящему Договору прилагаются:

— акт сдачи-приемки оказанных услуг (Приложение).

10.4. Адреса, реквизиты и подписи Сторон:

Заказчик Исполнитель

Наименование: _____________________

Адрес: ____________________________

ОГРН ______________________________

ИНН _______________________________

КПП _______________________________

Р/с _______________________________

в _________________________________

К/с _______________________________

БИК _______________________________

ОКПО ______________________________

От имени Заказчика От имени Исполнителя

председатель комитета ЖКГХЭТС

__________________ (Е.В.Канина) _______________ (_________)

М.П.

Приложение

к Договору

от 8 июня 2012 г. N 1226

АКТ

ПРИЕМКИ-СДАЧИ ОКАЗАННЫХ УСЛУГ ПО СНОСУ АВАРИЙНОГО ДОМА

г. Новоалтайск «___» _______________ 2012 г.

Комитет ЖКГХЭТС, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице

председателя комитета ЖКГХЭТС Е.В.Каниной, действующей на основании

Положения о комитете ЖКГХЭТС, с одной стороны, и

___________________________________________________, именуемый в дальнейшем

«Исполнитель», в лице ___________________________, действующий на основании

____________________________________, с другой стороны, составили настоящий

Акт приемки-сдачи оказанных услуг по сносу аварийного дома (далее — Акт)

по Договору оказания услуг по сносу аварийного дома от «____»

__________________ 2012 г.

N ______ (далее — Договор) о нижеследующем.

1. Во исполнение п. 1.1 статьи 1 Договора Исполнитель в период с

«____» __________ 2012 г. по «___» _____________ 2012 г. выполнил

обязательства по оказанию услуг, а именно оказал Заказчику услуги по сносу

аварийного дома, расположенного по адресу: г. Новоалтайск, ул.

___________________, N____, вывез отходы, оставшиеся после сноса аварийного

дома, привел земельный участок в границах, определенных Заказчиком, на

котором располагался снесенный аварийный дом, в порядок, на земельном

участке отсутствуют отходы сноса Объекта, проведена планировка земельного

участка.

2. Настоящий Акт составлен в двух экземплярах, по одному для

Исполнителя и Заказчика.

От имени Заказчика: От имени Исполнителя:

председатель комитета ЖКГХЭТС

__________________ (Е.В.Канина) ______________(__________)

М.П.

Приложение N 2

к Порядку

сноса многоквартирных

домов, признанных аварийными и

подлежащими сносу,

утвержденному постановлением

Администрации города

от 8 июня 2012 г. N 1226

СООБЩЕНИЕ

Комитет Администрации города Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству (ЖКГХЭТС), на основании распоряжения Администрации города Новоалтайска от __ ________ N ___, предлагает организациям и гражданам заключить договоры на оказание услуг по сносу аварийных домов и вывозу оставшихся после сноса отходов на безвозмездной основе.

Аварийный(е) дом(а), подлежащие сносу, находится (находятся) в г. Новоалтайске по следующему(им) адресу(ам):__________________________.

Ознакомиться с Порядком сноса многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, утвержденному постановлением Администрации города Новоалтайска от __.___. 2012 N ____, условиями договора и подать заявления о заключении договора можно в комитете ЖКГХЭТС Администрации города Новоалтайска по адресу: г. Новоалтайск ул. Парковая, 1а, каб. N 103 в рабочие дни с 8-00 до 13-00 и с 14-00 до 17-00 (в пятницу — до 16-00 часов).

При себе иметь:

для граждан: документ удостоверяющий личность, сведения об индивидуальном налоговом номере (свидетельство об ИНН);

для юридических лиц: документ, подтверждающий полномочия представителя, устав организации, платежные реквизиты организации.

Договоры будут заключаться в порядке очередности подачи заявлений.

Срок приема заявлений о заключении договоров — 7 календарных дней со дня опубликования настоящего сообщения в газете «Наш Новоалтайск».

Председатель комитета ЖКГХЭТС

Е.В.Канина

Приложение N 3

к Порядку

сноса многоквартирных

домов, признанных аварийными и

подлежащими сносу,

утвержденному постановлением

Администрации города

от 8 июня 2012 г. N 1226

Форма заявления о заключения договора оказания

услуги по сносу аварийного дома на

безвозмездной основе

(для организаций: заявление подается на

бланке организации с заполнением

соответствующих реквизитов)

Комитет Администрации города Новоалтайска

по жилищно-коммунальному, газовому

хозяйству, энергетике, транспорту и

строительству

Председателю комитета

Е.В.Каниной

_________________________________________

(для граждан: Ф.И.О.

полностью, для

организаций: название)

_________________________________________

адрес проживания, место нахождения

_________________________________________

Телефон N ___________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу заключить договор оказания услуги по сносу аварийного(ных)

дома(ов) на безвозмездной основе, расположенного(ых) по адресу:

г. Новоалтайск, ул. ___________________________________, N ___.

Указанный(ые) аварийный(ые) дом(а) осмотрены.

Ознакомлен с Порядком сноса многоквартирных домов, признанных

аварийными и подлежащими сносу, утвержденному постановлением Администрации

города Новоалтайска от ___. ___. 2012 N ____.

________________ ______________

подпись Ф.И.О.

«___» ___________ 20___ г.

Заявление принято ___ час. ___ мин. «___» _______ 20___ г.

Специалист комитета ЖКГХЭТС __________________ ________ _________

название должности подпись Ф.И.О.

Как происходит оценка аварийности домостроени

Как производится экспертиза аварийного жилья

В каких случаях не происходит выселение из аварийного жилья

Порядок переселения из аварийного жилья

Права собственника аварийного жилья

Можно ли отказаться от выселения из аварийного дома

Аварийное жилье — не пригодно для проживания. Но что делать жильцам дома, который признается аварийным?

Государство гарантирует гражданам защиту в случае потери жилья, но важно разграничить понятия “аварийного” и “ветхого” домостроение. Как происходит признание жилья аварийным и что нужно для переселения в новый дом — обсудим ниже

Как происходит оценка аварийности домостроения

Жилое помещение может быть признано либо пригодным, или непригодным для проживания. Нормы, определяющие степень пригодности помещения к проживанию в нем людей, в 2006-м году были определены правительством, и опубликованы в постановлении №47.

В целом, пригодными к проживанию жилые помещения следующих типов:

  • Жилой дом. Если представляет собой постройку, состоящую из комнат и хозяйственных помещений, и если он соответствует потребностям граждан в удовлетворении их бытовых нужд
  • Жилая квартира. Если представляет собой помещение, в котором есть прямой доступ к бытовым помещениям и жилым комнатам, если у всех жильцов есть прямой доступ к жилым объектам, необходимым для удовлетворения бытовых повседневных нужд жильцов
  • Жилая комната. Если является частью жилой квартиры или дома, и используется как место постоянного проживания жильцов при условии нормального доступа к бытовым помещениям.

Специальная комиссия по признанию жилья аварийным определяет степень пригодности жилья для жизни в нем и готовит документы для признания жилья аварийным. Также, комиссия может классифицировать дома с позиции его пригодности к реконструкции и ремонту. Оценка аварийного жилья производится согласно требованиям, опубликованным в постановлении №47.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Как производится экспертиза аварийного жилья

Все здания должны периодически проверяться комиссией для определения их степени пригодности для проживания внутри помещений людей. Комиссия должна выявить повреждения, определить степень их угрозы для жильцов, и принять меры.

Важно: Исключением являются дома в частном секторе. Они могут признаваться аварийными исключительно местными властями.

Важность таких проверок в том, что в случае обрушения домостроения, которое может привести к жертвам, должностные лица потребуется уголовный адвокат и они могут быть привлечены к уголовной ответственности за халатность.

Решение о признании помещения аварийным применяется в таких случаях:

  1. Если износ (обрушение, повреждение) конструкций составляет 65 процентов для деревянных, и 70% для каменных конструкций.
  2. Если жилое здание находится на территории, непригодной для проживания (к примеру, рядом построено химическое предприятие, и по нормам, люди там проживать постоянно не должны)
  3. Если жилое помещение находится в местах с превышением норм химической безопасности, с высоким радиационным фоном, или шумом (к примеру, если поблизости — аэродром)

В каких случаях не происходит выселение из аварийного жилья

Определения “ветхий” и “аварийный” дом — часто путаются. Ветхий дом может быть признан аварийным, но различие этих понятий может иметь принципиальную важность.

Последствия признания жилья аварийным — переселение в срочном порядке.

Последствия признания жилого помещения ветхим — лишь возможность стать в очередь на ремонт, или получение более комфортного жилья.

Порядок переселения из аварийного жилья

Признание жилья аварийным является основанием для выселения его жильцов и последующего сноса домостроения. Срок сноса дома определяется местными органами власти, и может быть отсрочен на неопределенный срок, если конструкция не представляет угрозы для прохожих, инфраструктуры, и жильцов соседних домов.

Если обрушение дома может произойти в любой момент, производится экстренное выселение.  

В ряде случаев, снос здания может производиться из-за генерального плана развития города. В этом случае, местные власти рассылают жильцам уведомления о грядущем сносе, и предлагают условия компенсации.  Если жильцы не расписывались о получении уведомления, в судебном порядке можно будет легко оспорить основания для сноса.

Порядок выселения выглядит следующим образом:

  • Уполномоченная комиссия принимает решение о признании дома аварийным
  • Местные власти принимают решение об использовании земли. Может быть произведен снос с последующей постройкой нового здания, либо решение о сносе может быть заморожено
  • Если собственник не хочет выселяться добровольно, производится принудительное выселение по решению суда
  • Собственнику предоставляется денежная компенсация или переселение в новый дом
  • В случае принятия решения о расселении аварийного дома, граждане могут претендовать на:
  • Переезд в другую квартиру с такой же площадью, как и в аварийном доме
  • Получение денежной компенсации согласно оценке жилья

Важно: Выселение производится исключительно по решению суда, и в соответствии с гражданско-процессуальным кодексом. Гражданин вправе соглашаться на выселение лишь после предоставления компенсации.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Права собственника аварийного жилья

Несмотря на то, что даже приватизированный жилой дом может быть признан аварийным, а жильцы в этом случае будут подвержены выселению, закон защищает права собственника такого домостроения. В частности, в законе определены следующие требования для государственных служб:

До момента фактического изъятия жилья, собственник может использовать его по своему усмотрению. Но если собственник проводит с момента признания жилья аварийным ремонт, компенсация за аварийное жилье не станет больше.

Из аварийного жилья условия переселения определяются судом. До решения суда никто не вправе переселить собственника, или предоставить ему компенсацию.

Собственник сам определяет в какой форме ему получить компенсацию за аварийное жилье. Т.е. это может быть выполнено как в форме денежной выплаты, так и в форме равнозначной альтернативы в виде жилья.

В случае признания жилого дома  аварийным, собственник вправе выселить постояльцев по первому требованию.

Собственник может требовать следующие виды компенсаций:

  • Расходы на переезд. Все затраты на переезд в новый дом, владелец вправе требовать от местных властей
  • Сопутствующие убытки. Собственник может доказать, что переезд на новое место жительства принесло ему сопутствующие потери (к примеру, стоимость проезда на работу стало выше). В этом случае также можно добиться компенсации. Если собственником является юридическое лицо, к примеру, коммерческое предприятие, убытки от простоя также могут быть компенсированы
  • Оплата съема временного жилья. Если переезд не произошел быстро, и собственнику пришлось жить на съемной квартире, эти затраты также компенсируются

Можно ли отказаться от выселения из аварийного дома

Несмотря на то что у собственника есть ряд прав на случай выселения, отказаться непосредственно от самого переезда — невозможно. Особенно если речь идет об угрозе аварийного обрушения.

Если гражданин отказывается выезжать из аварийного дома, постановлением суда решается вопрос о принудительном выселении. В этом случае судебный орган не принимает чью-либо сторону, а руководствуется защитой жизни гражданина от возможных последствий обрушения дома.

Оставьте комментарий