Разрешенное использование для садоводства

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН» СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО ДОМА НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ.

Постановление Конституционного суда от 30 июня 2011 г. N 13-П о регистрации по месту жительства на ЗЕМЛЯХ СЕЛЬХОЗ НАЗНАЧЕНИЯ

Многие задают вопрос: можно ли строить «коттеджный» поселок на дачных землях? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

Ст. 81 Земельного кодекса РФ «Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства» уже из своего названия прямо указывает на возможность строительства на дачных землях.

В п. 2. ст. 81 Земельного Кодекса РФ говорится: «Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В ст. 1, абзац 4 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» сказано: «дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля».

В Земельном Кодексе РФ используется термин «дачное строительство», а ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» термин «дачное хозяйство». По мнению большинства юристов понятие «хозяйство» более емкое и включает в себя кроме всего прочего и «строительство». Главной целью ведения «дачного хозяйства» является отдых граждан (!), которые имеют право (но не обязанность!) заниматься на дачном участке помимо отдыха выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.

Законодатели не случайно разделили такие понятия, как «жилое строение без права регистрации проживания в нем» и «жилой дом с правом регистрации проживания в нем».

Термин «коттедж» и производные от него термины «коттеджный поселок» и «коттеджное строительство» в последнее время у всех на слуху. По своему смыслу слово «коттедж» соответствует юридическому понятию «жилой дом», который применяется во многих федеральных законах, например в ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Применительно к строительству на землях, выделенных для ведения дачного хозяйства, мы настоятельно рекомендуем руководствуясь ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при оформлении разрешительной и иной документации для строительства вместо привычного слова «коттедж» употреблять юридически выверенный термин «жилой дом с правом регистрации проживания в нем», а вместо словосочетания «коттеджный поселок» — термин «дачный поселок». Хотя употребление словосочетания «дачный коттеджный поселок» тоже вполне приемлемо.

Можно использовать термин «дачный поселок организованной застройки», а при оформлении разрешительных документов сразу предусмотреть, что «проект организации и застройки территории дачного некоммерческого объединения граждан» предусматривает строительство «жилых домов с правом регистрации проживания в нем». По сути это и есть «коттеджный поселок» в привычном понимании.

Многих потенциальных покупателей земельных участков, выделенных для ведения дачного хозяйства (строительства) отпугивает то обстоятельство, что указанные земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и в этой связи якобы попадают под какой-то особый контроль. Ответ на эти сомнения дает ст.1 абзац 2 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где указано: «действие настоящего закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом российский Федерации».

Как мы показали выше в соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ оборот земель, выделенных для ведения дачного хозяйства, регулируется нормами ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Таким образом на землях, выделенных для ведения дачного хозяйства (строительства) можно:

— строить жилой дом с правом регистрации проживания в нем, хозяйственные строения и сооружения;
— осуществлять строительство как в индивидуальном порядке, так и через некоммерческое объединение граждан в форме партнерства, кооператива или товарищества.

В заключении уместно отметить, что ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с юридической точки зрения является хорошо проработанным и выверенным законом. Видно, что депутаты Госдумы при работе над ним постарались. Думаем — это не случайно, так как по нашим наблюдениям значительная доля элитных подмосковных «коттеджных поселков» построена именно на дачных землях.

В нашем случае, 6 ноября 2009 года в кабинете у руководителя службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константина Шумова состоялось совещание по нашему поселку и с того момента начата процедура присоединения нашего поселка к землям поселений д. Бугачево. В ближайшее время мы присоединимся.

И ещё: многие юристы и все средства массовой информации постоянно говорят о том, что «Конституционный суд разрешил прописку на дачах», во первых — институт прописки в России отменен ещё в 1991 году (сейчас возможна регистрация по месту жительства), во вторых не на «дачах», а на садовом участке. Ссылка на текст этого решения приведен ниже, в нём констатируется факт возможности регистрации на дачной земле.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 №66 Извлечения из текста закона

Класификатор видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Юриспруденция / Земельное право / 7. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КРЕСТЬЯНСКИМ (ФЕРМЕРСКИМ) ХОЗЯЙСТВАМ, ГРАЖДАНАМ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯМ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА, ВЕДЕНИЯ САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Земельные участки для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться из земель сельскохозяйственного назначения, а для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского хозяйства, — и из земель иных категорий.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности установлен Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (ст. 12).

Граждане, заинтересованные в предоставлении указанных земельных участков, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявление, в котором должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация в течение месяца с момента получения заявления (или обращения исполнительного органа государственной власти, если заявление подано туда) с учетом зонирования территорий обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает их. После этого в течение 14 дней исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Если будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, его можно оспорить в судебном порядке.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение 7 дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Важная особенность установлена рассматриваемым Законом в отношении минимальных размеров земельных участков, предоставляемых для крестьянских хозяйств.


О крестьянском (фермерском) хозяйстве : Федеральный закон от 11 июня 2003 г.

№ 74-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. — № 24. — Ст. 2249.

Как известно, п. 1 ст. 33 ЗК РФ установлено, что предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ устанавливает следующий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства:

1) Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

2) Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

3) Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве".

4) Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельско-хозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Члены садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

В таких объединениях имеются земли общего пользования, принадлежащие непосредственно объединению, остальные участки принадлежат на праве собственности или ином вещном праве гражданам — членам некоммерческого объединения, а также индивидуальным садоводам и огородникам.

Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Упоминавшийся выше Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" 1998 г. достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям.

Размер садового, огородного или дачного земельного участка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земельных участков.

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если он уже получил бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчуждению (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом праве), и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации этого объединения земельный участок ему предоставляется бесплатно первоначально в срочное пользование, а после утверждения проекта организации и застройки территории объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Причем при создании садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения члену такого объединения предоставляется один земельный участок.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

Основные принципы и положения использования земель сельского хозяйства устанавливаются в ФЗ об обороте земель сельхозназначения. Региональными и местными нормативными актами могут быть установлены отдельные вопросы регулирования, касающиеся строительства на сельхоз землях.

Виды разрешенного строительства на сельхоз землях

Законодательные акты РФ разрешают использовать сельскохозяйственные земли только для определенных целей:

  • Посадка огородов.
  • Посадка садовых деревьев.
  • Ведение крестьянского хозяйства.
  • Ведение фермерского хозяйства.
  • Ведение личного хозяйства.
  • Разведение скота.
  • Сенокосы.
  • Выпас скота и др.

Проанализировав нормы закона можно сделать вывод о том, что постройки на землях таких категорий возможны только для обеспечения ведения сельского хозяйства (т.е. это либо дачные летние домики, либо дома и постройки, для фермеров и их семей).

Перевод сельскохозяйственных земель в ИЖС

Ипотечное жилищное строительство – один из типажей использования земельных участков, одобренных государством для целей строительства жилья гражданами. Для того, чтобы на сельхоз землях можно было без опаски строить для себя дом, необходимо перевести их из категории сельского хозяйства в категорию населенных пунктов. ИЖС является одним из видов земель, включенных в состав земель, предназначенных для проживания населения.

Для того чтобы переоформить участок из одной категории в другую, необходимо написать заявку в исполнительный орган госвласти, и указать в ней:

  • Реквизиты заявителя.
  • Категории земель (в которой сейчас находится участок, и в который планируется перевести).
  • Кадастровый номер.
  • Обоснование перевода.
  • Права, на основании которых вы владеете землей.

К заявлению необходимо приложить определенный пакет документов:

  • Согласие собственника земли на переоформление категории.
  • Выписки из Росреестра: об участке, о правомочиях на него.
  • Удостоверение личности заявителя (паспорт).

Далее, остается только ждать. Орган госвласти, в который вы подали свое ходатайство, в течение 60 дней обязан принять положительное решение или наоборот отказать в переводе. Законодательные акты РФ регламентируют два основания для отказа:

  • Заявление подано лицом, которое не имело на это право.
  • Представлены не все документы.

Также в переводе земли в ИЖС может быть отказано, если ваш участок находится далеко от земель населенных пунктов. Это обусловлено тем, что перевести сельхоз земли в ИЖС, можно лишь изменив границы населенных пунктов либо установив новые путем присоединения.

При изменении категории земель лучше обращаться к специалистам, которые помогут вам оформить документы с учетом норм права РФ.

Если вы хотите построить дом для себя, то юристы во избежание проблем со сменой категории советуют покупать земли имеющие категорию «населенные пункты» и тип разрешенного пользования «ипотечное жилищное строительство».

Как купить земли сельскохозяйственного назначения для целей строительства?

Выкуп земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства – задача не из простых. Сложность, прежде всего, связана не с самой процедурой заключения договора, а с использованием участка по назначению.

Как уже было сказано выше, строительство на землях сельскохозяйственного назначения возможно, но это должны быть постройки, предназначенные для обеспечения деятельности фермеров. Государство очень тщательно следит за обеспечением сохранности сельхоз земель. Именно поэтому, при причинении вреда почве, участок подлежит изъятию без оплаты выкупной цены.

Если вы все же хотите купить участок земли, относящийся к данной категории, то вам необходимо направить заявку в местную администрацию, которая по совместительству является предложением к предварительному согласованию места расположения участка земли.

При наличии на руках решения о предварительном согласовании, можно говорить о том, что участок практически у вас в руках. Осталось лишь его выкупить.

Сколько стоит земля сельхоз назначения?

Стоимость участка, предназначенного для целей ведения сельского хозяйства, зависит от того, состоятся ли торги по продаже. После получения заявки и принятия решения о предварительном согласовании, орган исполнительной госвласти объявляет о проведении аукциона и публикует соответствующую информацию в СМИ. Заявки от других покупателей будут приниматься в течение месяца. Если других покупателей не найдется, то можно сказать, что вам повезло, так как вы сможете выкупить участок по его кадастровой стоимости. А вот при наличии хотя бы еще одного участника аукциона, за стоимость участка придется поторговаться. Договор купли-продажи будет заключен с тем, кто предложит наибольшую цену за землю.

Оставьте комментарий