Как отбирается экспертная организация

Правоотношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ <1>. В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Закона контрольные органы могут привлекать к проведению контрольных мероприятий экспертов, экспертные организации для оценки соответствия осуществляемых проверяемыми лицами деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, а также для проведения мониторинга эффективности государственного (муниципального) контроля в соответствующих сферах деятельности.
———————————
<1> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ эксперты (экспертные организации) — граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Привлечение эксперта к проведению контрольных мероприятий осуществляется на основании заключенного с ним гражданско-правового договора (государственного (муниципального) контракта).
Необходимо отметить, что органы государственного (муниципального) контроля (надзора) могут привлечь к проведению выездной проверки только экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицами, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. Напомним, что в соответствии со ст. ст. 9, 10 Федерального закона N 294-ФЗ контрольные мероприятия делятся на плановые и внеплановые, которые, в свою очередь, могут быть документарными или выездными.
Результаты деятельности экспертов оформляются протоколами отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколами или заключениями проведенных исследований, испытаний и экспертиз, которые прилагаются к акту контрольного мероприятия.

Аккредитация экспертов и экспертных организаций

Как мы уже отметили, привлекаться к проведению контрольных мероприятий могут только эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности. Порядок такой аккредитации установлен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" (далее — Правила аккредитации).
Согласно п. 2 этих Правил аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного (муниципального) контроля, с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности. Например, в соответствии с Письмом Росздравнадзора от 10.06.2010 N 04И-565/10 "Об организации работ по аккредитации экспертов и организаций, привлекаемых Росздравнадзором к проведению мероприятий по контролю" Росздравнадзор может привлекать экспертов для выполнения следующих работ (услуг):
— рассмотрения документов юридического лица, индивидуального предпринимателя;
— обследования используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов;
— отбора образцов продукции;
— проведения исследований, испытаний отобранных образцов продукции;
— проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
В соответствии с п. 4 Правил аккредитации для получения свидетельства об аккредитации эксперты (экспертные организации) должны отвечать следующим требованиям:
— иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы, иное оборудование и оснащение, необходимые для выполнения работ по проведению мероприятий по контролю и отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ (для организаций);
— иметь в штате не менее пяти специалистов, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, а также стаж работы по заявленным видам деятельности не менее пяти лет (для организаций);
— иметь среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, а также стаж работы по заявленным видам деятельности не менее пяти лет (для физического лица);
— иметь копии нормативных правовых актов, нормативных, технических и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по контролю в соответствующей сфере государственного (муниципального) контроля (надзора);
— не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, и не являться аффилированным лицом проверяемых лиц.
С целью получения свидетельства об аккредитации эксперт (экспертная организация) должен представить в орган по аккредитации непосредственно или почтовым отправлением с уведомлением о вручении следующие документы:
— заявление о предоставлении свидетельства об аккредитации. Указанное заявление должно быть подписано гражданином, руководителем организации или лицом, представляющим организацию, и заверено ее печатью;
— копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) (для организации);
— копии документов, подтверждающих наличие у заявителя помещений, сооружений, приборов, иного оборудования и оснащения, находящихся у него в собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ по проведению мероприятий по контролю (для организации);
— копии документов, подтверждающих наличие в штате заявителя специалистов, уровень профессионального образования и стаж работы которых отвечают требованиям (копии штатного расписания, приказа о приеме на работу, трудовых книжек, документов об образовании) (для организации);
— копии документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования и стажа работы требованиям (копии трудовой книжки, трудовых договоров, договоров о выполнении гражданином работ (услуг) по заявленным видам деятельности за последние три года, документов об образовании) (для физического лица);
— перечень документов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по контролю в соответствующей сфере государственного (муниципального) контроля (надзора) (для организации).
Орган по аккредитации рассматривает документы, проводит проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений, а также проверку соответствия заявителя требованиям к аккредитации и принимает решение об аккредитации заявителя (отказе в аккредитации).
Решение об аккредитации заявителя-организации (отказе в аккредитации) принимается не позднее 30 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов, решение об аккредитации заявителя — физического лица (отказе в аккредитации) — не позднее 10 рабочих дней. Эти решения оформляются приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа по аккредитации.

Порядок и размеры оплаты услуг экспертов и экспертных организаций

Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов производятся в порядке и размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.12.2012 N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю" (далее — Положение о порядке оплаты услуг экспертов). В силу п. 9 этого Положения оплата услуг экспертов и экспертных организаций, возмещение расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю, в том числе в связи с выполнением необходимых экспертиз, обследований, исследований, испытаний и расследований, осуществляются в размере и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (договором), заключенным соответствующим органом государственного (муниципального) контроля с экспертом (экспертной организацией) в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.

Привлекаем к проверке экспертов (Репин А.)

8 Положения о порядке оплаты услуг экспертов возмещение экспертам и экспертным организациям расходов, понесенных ими в связи с выполнением необходимых экспертиз, обследований, исследований, испытаний и расследований, осуществляется в размере фактически понесенных затрат, подтвержденных документально.
Также следует отметить, что Положением о порядке оплаты услуг экспертов установлены нормы оплаты услуг эксперта, привлекаемого в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд. Напомним, что Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 N 30. В силу п. 2 Положения о порядке оплаты услуг экспертов размер оплаты услуг эксперта, привлекаемого в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, рассчитывается исходя из ставки почасовой оплаты труда эксперта, составляющей 80 руб., и количества часов его фактического участия в проведении мероприятий по контролю. При этом размер оплаты услуг экспертных организаций, привлекаемых в указанных случаях, рассчитывается исходя из размера оплаты труда каждого эксперта и количества экспертов, фактически участвующих в проведении мероприятий по контролю.

Обратите внимание! Мероприятия по контролю, к участию в которых привлекаются экспертные организации, являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, в рамках исполнения утвержденного им в установленном порядке государственного или муниципального задания на оказание услуг по проведению мероприятий по контролю финансируются в порядке, предусмотренном для финансового обеспечения таких государственных или муниципальных заданий (п. 10 Положения о порядке оплаты услуг экспертов).

Помимо оплаты выполненных экспертами необходимых экспертиз, обследований, исследований, испытаний и расследований, п. 4 Положения о порядке оплаты услуг экспертов указанным лицам предусмотрено возмещение двух следующих видов расходов.
Расходы на проезд до места осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, и обратно до места жительства эксперта. Согласно п. 6 Положения о порядке оплаты услуг экспертов расходы на проезд возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных проездными документами, но не более стоимости проезда:
— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
— водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
— воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
— автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
Расходы по найму жилого помещения. Эти расходы возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, но не более стоимости проживания в однокомнатном одноместном номере гостиницы категории "три звезды" (п. 7 Положения о порядке оплаты услуг экспертов). Напомним, что Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, утвержден Приказом Минспорттуризма России от 25.01.2011 N 35.
Необходимо отметить, что расходы на проезд и расходы по найму жилого помещения возмещаются исключительно при предъявлении экспертом проездных документов и (или) документов, подтверждающих наем помещения. При отсутствии соответствующих документов указанные расходы не возмещаются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также — эксперты) — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо либо юридическое лицо, работники которого обладают указанными познаниями, осуществляющие на основе договора деятельность по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам, в том числе по оценке предмета экспертизы.

Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Такие требования могут быть установлены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами, прежде всего — в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 49 ГК РФ.

О привлечении экспертов и экспертных организаций к осуществлению закупки — Статья о 44-ФЗ

На это прямо указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, согласно которой если в отношении лиц, осуществляющих исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для проведения экспертизы, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Такие требования в обязательном порядке предъявляются заказчиком к участникам закупки услуг по экспертизе на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Дополнительные требования к экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, согласно ч. 5 ст. 41 Закона N 44-ФЗ могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". (На настоящий момент таких дополнительных требований не установлено).

В ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ приведен перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы в таких ситуациях. К таковым относятся:

— физические лица, являющиеся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— физические лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза (пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— физические лица, являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками контрагента либо состоящие с ними в браке (пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— юридические лица, в которых заказчик или контрагент имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц (п. 2 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или контрагент прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы (п. 3 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, по общему правилу в качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области (см. также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58). Исключение составляют установленные законом случаи ограничения на осуществление соответствующей деятельности и выявление в конкретной ситуации возможности влияния заказчиком или контрагентом на результат экспертизы.

В силу ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперты обязаны уведомить в письменной форме заказчика и контрагента о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ.

В случае выявления в составе экспертов лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Правоотношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ <1>. В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Закона контрольные органы могут привлекать к проведению контрольных мероприятий экспертов, экспертные организации для оценки соответствия осуществляемых проверяемыми лицами деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, а также для проведения мониторинга эффективности государственного (муниципального) контроля в соответствующих сферах деятельности.
———————————
<1> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ эксперты (экспертные организации) — граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Привлечение эксперта к проведению контрольных мероприятий осуществляется на основании заключенного с ним гражданско-правового договора (государственного (муниципального) контракта).
Необходимо отметить, что органы государственного (муниципального) контроля (надзора) могут привлечь к проведению выездной проверки только экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицами, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. Напомним, что в соответствии со ст. ст. 9, 10 Федерального закона N 294-ФЗ контрольные мероприятия делятся на плановые и внеплановые, которые, в свою очередь, могут быть документарными или выездными.
Результаты деятельности экспертов оформляются протоколами отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколами или заключениями проведенных исследований, испытаний и экспертиз, которые прилагаются к акту контрольного мероприятия.

Аккредитация экспертов и экспертных организаций

Как мы уже отметили, привлекаться к проведению контрольных мероприятий могут только эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности. Порядок такой аккредитации установлен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" (далее — Правила аккредитации).
Согласно п. 2 этих Правил аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного (муниципального) контроля, с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности. Например, в соответствии с Письмом Росздравнадзора от 10.06.2010 N 04И-565/10 "Об организации работ по аккредитации экспертов и организаций, привлекаемых Росздравнадзором к проведению мероприятий по контролю" Росздравнадзор может привлекать экспертов для выполнения следующих работ (услуг):
— рассмотрения документов юридического лица, индивидуального предпринимателя;
— обследования используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов;
— отбора образцов продукции;
— проведения исследований, испытаний отобранных образцов продукции;
— проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
В соответствии с п. 4 Правил аккредитации для получения свидетельства об аккредитации эксперты (экспертные организации) должны отвечать следующим требованиям:
— иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы, иное оборудование и оснащение, необходимые для выполнения работ по проведению мероприятий по контролю и отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ (для организаций);
— иметь в штате не менее пяти специалистов, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, а также стаж работы по заявленным видам деятельности не менее пяти лет (для организаций);
— иметь среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, а также стаж работы по заявленным видам деятельности не менее пяти лет (для физического лица);
— иметь копии нормативных правовых актов, нормативных, технических и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по контролю в соответствующей сфере государственного (муниципального) контроля (надзора);
— не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, и не являться аффилированным лицом проверяемых лиц.
С целью получения свидетельства об аккредитации эксперт (экспертная организация) должен представить в орган по аккредитации непосредственно или почтовым отправлением с уведомлением о вручении следующие документы:
— заявление о предоставлении свидетельства об аккредитации. Указанное заявление должно быть подписано гражданином, руководителем организации или лицом, представляющим организацию, и заверено ее печатью;
— копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) (для организации);
— копии документов, подтверждающих наличие у заявителя помещений, сооружений, приборов, иного оборудования и оснащения, находящихся у него в собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ по проведению мероприятий по контролю (для организации);
— копии документов, подтверждающих наличие в штате заявителя специалистов, уровень профессионального образования и стаж работы которых отвечают требованиям (копии штатного расписания, приказа о приеме на работу, трудовых книжек, документов об образовании) (для организации);
— копии документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования и стажа работы требованиям (копии трудовой книжки, трудовых договоров, договоров о выполнении гражданином работ (услуг) по заявленным видам деятельности за последние три года, документов об образовании) (для физического лица);
— перечень документов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по контролю в соответствующей сфере государственного (муниципального) контроля (надзора) (для организации).
Орган по аккредитации рассматривает документы, проводит проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений, а также проверку соответствия заявителя требованиям к аккредитации и принимает решение об аккредитации заявителя (отказе в аккредитации).
Решение об аккредитации заявителя-организации (отказе в аккредитации) принимается не позднее 30 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов, решение об аккредитации заявителя — физического лица (отказе в аккредитации) — не позднее 10 рабочих дней. Эти решения оформляются приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа по аккредитации.

Порядок и размеры оплаты услуг экспертов и экспертных организаций

Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов производятся в порядке и размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.12.2012 N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю" (далее — Положение о порядке оплаты услуг экспертов). В силу п. 9 этого Положения оплата услуг экспертов и экспертных организаций, возмещение расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю, в том числе в связи с выполнением необходимых экспертиз, обследований, исследований, испытаний и расследований, осуществляются в размере и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (договором), заключенным соответствующим органом государственного (муниципального) контроля с экспертом (экспертной организацией) в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 8 Положения о порядке оплаты услуг экспертов возмещение экспертам и экспертным организациям расходов, понесенных ими в связи с выполнением необходимых экспертиз, обследований, исследований, испытаний и расследований, осуществляется в размере фактически понесенных затрат, подтвержденных документально.
Также следует отметить, что Положением о порядке оплаты услуг экспертов установлены нормы оплаты услуг эксперта, привлекаемого в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд. Напомним, что Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 N 30.

Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ)

В силу п. 2 Положения о порядке оплаты услуг экспертов размер оплаты услуг эксперта, привлекаемого в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, рассчитывается исходя из ставки почасовой оплаты труда эксперта, составляющей 80 руб., и количества часов его фактического участия в проведении мероприятий по контролю. При этом размер оплаты услуг экспертных организаций, привлекаемых в указанных случаях, рассчитывается исходя из размера оплаты труда каждого эксперта и количества экспертов, фактически участвующих в проведении мероприятий по контролю.

Обратите внимание! Мероприятия по контролю, к участию в которых привлекаются экспертные организации, являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, в рамках исполнения утвержденного им в установленном порядке государственного или муниципального задания на оказание услуг по проведению мероприятий по контролю финансируются в порядке, предусмотренном для финансового обеспечения таких государственных или муниципальных заданий (п. 10 Положения о порядке оплаты услуг экспертов).

Помимо оплаты выполненных экспертами необходимых экспертиз, обследований, исследований, испытаний и расследований, п. 4 Положения о порядке оплаты услуг экспертов указанным лицам предусмотрено возмещение двух следующих видов расходов.
Расходы на проезд до места осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, и обратно до места жительства эксперта. Согласно п. 6 Положения о порядке оплаты услуг экспертов расходы на проезд возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных проездными документами, но не более стоимости проезда:
— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
— водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
— воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
— автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
Расходы по найму жилого помещения. Эти расходы возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, но не более стоимости проживания в однокомнатном одноместном номере гостиницы категории "три звезды" (п. 7 Положения о порядке оплаты услуг экспертов). Напомним, что Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, утвержден Приказом Минспорттуризма России от 25.01.2011 N 35.
Необходимо отметить, что расходы на проезд и расходы по найму жилого помещения возмещаются исключительно при предъявлении экспертом проездных документов и (или) документов, подтверждающих наем помещения. При отсутствии соответствующих документов указанные расходы не возмещаются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

После выполнения подрядчиком контракта в рамках 44-ФЗ, заказчик производит приемку товаров, работ или услуг и по необходимости обеспечивает проведение экспертизы результатов исполнения контракта. Экспертиза бывает финальная или поэтапная, она может выполняться силами заказчика или с привлечением экспертов или экспертной комиссии. Закон о контрактной системе устанавливает, какой вариант требуется в том или ином случае, и мы с Вами эти случаи сейчас рассмотрим.

Одна или несколько?

Одна финальная экспертиза исполнения всего контракта целиком требуется в том случае, если договор не предполагает поэтапное исполнений его условий. Если же вся работа или поставка разделена на этапы, то проверку нужно проводить по окончании каждого из них. При этом результат экспертизы, все сопутствующие документы и информация должны загружаться заказчиком в Единую информационную систему. Исключениями являются контракты по пунктам 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тысяч рублей), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Существуют некоторые контракты, которые не предполагают деление на отдельные этапы, но при этом оплата и приемка отваров, работ или услуг по ним осуществляются на ежемесячной или ежеквартальной (одним словом, регулярной) основе. В таком случае экспертизу также необходимо проводить несколько раз в соответствии с каждым новым актом о приемке.

Эксперты или экспертная комиссия

В некоторых случаях привлечение экспертов не просто возможно, но обязательно по закону:

1) Если существует конкретное временное (или без ограничения по времени) Постановление Правительства РФ, которое указывает, что в данной ситуации требуется привлечение профессиональных экспертов.

2) Если проводится закупка у единственного поставщика, но с обширным рядом исключений. Ими являются закупки:

  • по  пунктам 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, 24 (только для федеральных закупок), 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 части 1 статьи 93;
  • услуг экспертов;
  • чей предмет — это разработка проектов строительных объектов, которые уже заранее прошли обязательную экспертную проверку (государственную или частную).

Привлеченные к работе эксперты имеют право запрашивать дополнительную документацию, которая связана с исполнением контракта, как у заказчика, так и у подрядчика. Результатом их работы будет экспертное заключение с официальной подписью и печатью. Заключение может быть трех видов:

  • Все условия договора исполнены.
  • Условия исполнены с нарушениями, препятствующими приемке товаров, работ или услуг, или не исполнены вовсе. К такому заключению прилагается список нарушений и рекомендации по их устранению, если это возможно.
  • Условия исполнены с незначительными нарушениями, не препятствующими приемке. В таком случае список нарушений и методов их исправления также обязан быть приложен к заключению.

Последний случай означает, что приемка все равно состоится.

Экспертиза силами заказчика

Во всех случаях, которые не перечислены выше, заказчик имеет право выбора: провести экспертизу с привлечением профессионалов или самостоятельно. Во втором случае документом, который по юридической силе равняется заключению экспертной комиссии, будет сам акт приемки товаров, работ или услуг. Если заказчик его подписал, то есть признал правомочным, значит, он согласен, что все условия договора выполнены верно.

В акте приемки (или аналогичном документе) могут быть указаны претензии обеих сторон или несущественные нарушения, которые не препятствуют приемке. Если же заказчик сочтет, что условия договора были выполнены ненадлежащим образом, то он должен известить об этом поставщика в оговоренные контрактом сроки, чтобы у того была возможность исправить положение вещей. При этом заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании результатов такой экспертной проверки, а у подрядчика останется право подать иск на обжалование ее результатов.

«РосТендер» поможет Вам подобрать подходящую экспертную организацию и провести экспертизу на высочайшем уровне, не переплачивая за услуги профессионалов. Обращайтесь к нам!

Кого нельзя привлекать заказчику в качестве эксперта по 44-ФЗ

Это не единственная услуга в проведении госзакупок, где мы можем помочь сэкономить Ваши средства! Закажите звонок наших специалистов и узнайте, чем еще мы можем быть полезны Вашей компании!

Вместе с нами ВСЕ решается очень ПРОСТО!

Выиграли конкурс?
Не знаете, что делать дальше? Позвоните нам или оставьте заявку, и мы решим Ваши проблемы100 % гарантированно положительный результат

Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также — эксперты) — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо либо юридическое лицо, работники которого обладают указанными познаниями, осуществляющие на основе договора деятельность по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам, в том числе по оценке предмета экспертизы.

Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Такие требования могут быть установлены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами, прежде всего — в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 49 ГК РФ. На это прямо указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, согласно которой если в отношении лиц, осуществляющих исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для проведения экспертизы, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Такие требования в обязательном порядке предъявляются заказчиком к участникам закупки услуг по экспертизе на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Дополнительные требования к экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, согласно ч. 5 ст. 41 Закона N 44-ФЗ могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". (На настоящий момент таких дополнительных требований не установлено).

В ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ приведен перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы в таких ситуациях. К таковым относятся:

— физические лица, являющиеся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— физические лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза (пп.

О проведении экспертизы при госзакупках по 44-ФЗ

"б" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— физические лица, являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками контрагента либо состоящие с ними в браке (пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— юридические лица, в которых заказчик или контрагент имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц (п. 2 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или контрагент прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы (п. 3 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, по общему правилу в качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области (см.

также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58). Исключение составляют установленные законом случаи ограничения на осуществление соответствующей деятельности и выявление в конкретной ситуации возможности влияния заказчиком или контрагентом на результат экспертизы.

В силу ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперты обязаны уведомить в письменной форме заказчика и контрагента о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ.

В случае выявления в составе экспертов лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Оставьте комментарий