Статус микрофинансовой организации

Особенности правового статуса микрофинансовых организаций

Количество организаций, которые могут выдавать микрозаймы (т.е. займы до 1 млн руб.), стремительно растет. В январе 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <1> (далее — Закон N 151-ФЗ). К тому времени было зарегистрировано 4 тыс. организаций, выдающих займы. Сегодня в госреестре — 2372 компании <2>.

<1> Российская газета. 2012. N 5226. 7 июля.
<2> Государственный реестр по состоянию на 13.11.2012. URL: www.fcsm.ru.

В настоящее время общественность обеспокоена тем, что кредиты микрофинансовых организаций крайне дороги, средняя ставка по микрозайму составляет 29% годовых. Займы для представителей малого бизнеса предоставляются под 70% годовых, а для физических лиц — до 150% (нашумевшая история с "Почтой России", в отделениях которой выдавались займы под 2,7 тыс. процентов годовых). По словам экспертов, почти у 80% российских граждан нет доступа к банковским кредитам по самым разным причинам, но основные, конечно же, — невысокая зарплата и неудовлетворительная кредитная история. Микрофинансовые организации одобряют более половины таких заявок, чем и являются очень привлекательными для потребителя. Также беспокойство вызывает и то обстоятельство, что часть микрофинансовых организаций не числится в государственном реестре Федеральной службы по финансовым рынкам (регистрационный номер на сайте компании "Хотей" в Ростовской области и на сайте ФСФР не совпадают). В ФСФР прокомментировали ситуацию так: "Служба осуществляет надзор только за теми МФО, которые включены в реестр".

Согласно ст.

Что такое микрофинансовая организация в РФ

2 Закона N 151-ФЗ "…микрофинансовая деятельность — деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности… по предоставлению микрозаймов".

Из положений данной нормы следует, что необходимо различать юридические лица, осуществляющие микрофинансовую деятельность, имеющие статус микрофинансовой организации, и не имеющие такового. Согласно ч. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона "кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность таких юридических лиц". Таким образом, это не микрофинансовые организации, но они могут осуществлять микрофинансовую деятельность.

Микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций (ст. 2 Закона N 151-ФЗ).

Микрофинансовые организации, в свою очередь, можно разделить на виды в зависимости от того, привлекают они денежные средства граждан и юридических лиц в виде займов или нет (пп. 5 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 151-ФЗ). Такое деление необходимо, т.к. вышеуказанным Законом устанавливаются особые требования к финансовой устойчивости микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц.

В результате анализа правового положения микрофинансовых организаций можно выделить следующие присущие им особенности.

  1. Федеральным законом устанавливаются требования к организационно-правовой форме таких организаций. Они могут быть как коммерческими организациями — хозяйственными обществами и товариществами, так и некоммерческими организациями — фондом, некоммерческим партнерством, автономной некоммерческой организацией, учреждением (за исключением бюджетного учреждения). Согласно ст. 5 Закона N 151-ФЗ учредительные документы некоммерческих организаций должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемых некоммерческой организацией… Особое внимание в этом списке хочется обратить на такую форму микрофинансовой организации, как учреждение. Кроме бюджетных, в России в соответствии с ГК РФ существуют автономные и казенные учреждения, которые владеют государственным имуществом на праве оперативного управления. Следовательно, государство вправе создать автономное или казенное учреждение, одним из видов деятельности которого будет являться микрофинансовая деятельность.
  2. Законом устанавливается требование о том, что сведения о микрофинансовой организации должны быть внесены в Государственный реестр микрофинансовых организаций. Ведением этого Реестра в настоящее время занимается Федеральная служба по финансовым рынкам (далее — ФСФР). Заявителю этот орган выдает свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в Государственный реестр микрофинансовых организаций. Это требование Закона нетипично для юридических лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия определенными видами деятельности необходимо получение лицензии. Согласно проекту изменений в часть первую ГК РФ в норму добавлено альтернативное положение: либо лицензия, либо членство в саморегулируемой организации, но такое дополнительное требование, как внесение сведений о юридическом лице в Реестр, в законодательстве больше нигде не содержится. Если проанализировать цель ведения такого Реестра, то это — только статистика, поскольку ответственности за осуществление микрофинансовой организацией деятельности без внесения сведений в Государственный реестр не установлено. Предлагается сделать это и установить штраф от 500 000 руб. В случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией требований Федерального закона и (или) утвержденных правил о предоставлении микрозаймов ФСФР исключает сведения о микрофинансовой организации из Государственного реестра.
  3. Установлены определенные ограничения по осуществляемым видам деятельности.

3.1. Микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением учредителей, и лиц, предоставляющих денежные средства на основании договора займа в сумме 1 млн 500 тыс. руб. или более по одному договору займа с одним заимодавцем.

3.2. Выдавать займы в иностранной валюте.

3.3. Осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

3.4. Выступать поручителем по обязательствам своих учредителей, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами.

  1. В целях защиты прав физических и юридических лиц Закон устанавливает правило о том, что микрофинансовая организация не вправе в одностороннем порядке изменять процентные ставки и порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров; применять к заемщикам — физическим лицам санкции за досрочный возврат микрозайма; выдавать заемщику микрозаем, если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозайма превысит 1 млн руб.
  2. Кроме этого установлены требования к финансовой устойчивости микрофинансовой организации. Это ограничения по совершению сделок при уменьшении имущества на 10 и более процентов балансовой стоимости активов МФО.

В соответствии со пп. 5 п. 4 ст. 14 Закона N 151-ФЗ ФСФР устанавливает экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц.

Министерство финансов Российской Федерации во исполнение этих положений Закона утвердило Приказ от 19 апреля 2011 г. N 43н "Об утверждении экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов" <3> и Приказ от 30 марта 2012 г. N 42н "Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов" <4>.

<3> URL: www.minfin.ru/regulation/microfinance.
<4> URL: www.minfin.ru.

  1. В соответствии со ст. 15 Закона N 151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в ФСФР документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 37н утверждены формы и Сроки представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации <5>.

<5> Там же.

Кроме этого, необходимо отметить, что микрофинансовые организации — это организации, оказывающие финансовые услуги. Но ни под действие Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <6>, ни под действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <7> эти организации не подпадают.

<6> Российская газета. 2006. N 162. 27 июля.
<7> Российская газета. 2002. N 209-210. 2 ноября.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовыми организациями и связанная с привлечением и размещением денежных средств юридических и физических лиц. Финансовая организация — это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд и др. Микрофинансовых организаций нет в этом перечне, как нет и в перечне, приведенном в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" <8> под финансовой услугой следует понимать "услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, открытие и ведение банковских счетов, привлечение банковских вкладов и другие".

<8> Российская газета. 2012. N 5829. 11 июля.

Таким образом, на физических лиц — клиентов микрофинансовых организаций распространяется действие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <9>.

<9> Российская газета. 1996. N 8. 16 января.

На основе проведенного анализа мы приходим к выводу, что микрофинансовые организации являются юридическими лицами с особым правовым статусом, т.к. их правоспособность ограничена специальным федеральным законом. Эти организации оказывают финансовые услуги, т.к. предоставляют физическим и юридическим лицам денежные средства. В целях защиты публичных интересов общими требованиями, предъявляемыми законодателем к микрофинансовым организациям, как привлекающим денежные средства юридических и физических лиц, так и не привлекающим их, помимо установленных законодателем, должны быть следующие: 1) регистрация в качестве хозяйственного общества; 2) обязательное членство в саморегулируемой организации или лицензирование этого вида деятельности. Кроме этого, можно установить требования к наименованию таких организаций, чтобы клиенты понимали, что они обращаются к ростовщикам, которые предоставляют займы под высокие процентные ставки.

Е.Г.Опыхтина

К. ю. н.,

доцент

кафедры гражданского

и предпринимательского права

Казанского (Приволжского)

федерального университета

Главная / Информационная поддержка / Вопросы и ответы

Вопросы применения к микрофинансовым организациям Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с последними изменениями от 28 июля 2004 г.

В адрес РМЦ часто приходят вопросы о правовом регулировании микрофинансирования в России. Поскольку ответы на эти вопросы могут оказаться полезными для всего микрофинансового сообщества, наиболее интересным из них мы посвятили этот раздел, который ведет советник по правовым вопросам РМЦ — Анна Байтенова.

Вопрос 1: Обязаны ли микрофинансовые организации (МФО) вставать на учет в уполномоченном органе?

Вопрос 2: Обязаны ли МФО предоставлять в ФСФМ сведения обо всех сделках, сумма которых равна или превышает 600.000 рублей?

Вопрос 3: Должны ли МФО разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях в соответствии с Законом №115-ФЗ?

Вопрос 1: Обязаны ли микрофинансовые организации (МФО) вставать на учет в уполномоченном органе 1?

Ответ 1: МФО не подлежат постановке на учет в уполномоченном органе, т.е. в ФСФМ.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, Закон №115-ФЗ предписывает таким организациям встать на учет в уполномоченном органе 2.

В соответствии со статьей 5 Закона №115-ФЗ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, признаются только:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также
  • организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

МФО не являются ни одним из перечисленных видов организаций. Наиболее часто встает вопрос об отнесении микрофинансовых организаций к кредитным организациям. Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое действует на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности и образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество 3. МФО не имеют лицензии Центрального банка РФ и не осуществляют банковские операции. Соответственно, микрофинансовые организации не являются кредитными организациями.

Также микрофинансовые организации, созданные в некоммерческой организационно-правовой форме, например, в форме потребительского кооператива (сельского кредитного потребительского кооператива, потребительского общества, кредитного потребительского кооператива граждан) или фонда, не могут рассматриваться как лизинговые компании, даже если лизинговая деятельность предусмотрена в их уставе. С точки зрения закона лизинговая компания – это коммерческая организация, выполняющая в соответствии с законодательством РФ и со своими учредительными документами функции лизингодателя 4. Следуя данному в законе определению, лизинговая компания может существовать только в форме хозяйственного товарищества или общества, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия 5.

Так как микрофинансовые организации по смыслу статьи 5 Закона №115-ФЗ не относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, уполномоченный орган (ФСФМ) не вправе требовать от них постановки на учет.

Более того, исчерпывающий перечень организаций, подлежащих постановке на учет, приведен в Положении о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу 6. Этот перечень представляет собой список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. По характеру осуществляемой деятельности и иным юридически значимым признакам микрофинансовые организации не подпадают ни под один из видов организаций, указанных в этом перечне. Это еще раз подтверждает правильность утверждения о том, что микрофинансовые организации не должны вставать на учет в уполномоченном органе по финансовому мониторингу.

1 Ранее уполномоченным органом был Комитет РФ по финансовому мониторингу. В настоящее время данный Комитет преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314). Далее по тексту Федеральная служба по финансовому мониторингу будет кратко именоваться «ФСФМ».

2 Абзац 2 пункта 9 статьи 7 Закона №115-ФЗ.

3 Абзац 1 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности».

4 Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

5 Пункт 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ (часть первая).

6 Пункт 2 Положения о постановке на учет в Комитете РФ по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 28).

Вопрос 2: Обязаны ли МФО предоставлять в ФСФМ сведения обо всех сделках, сумма которых равна или превышает 600.000 рублей?

Ответ 2: МФО обязаны по запросу ФСФМ предоставить сведения только о тех операциях (сделках) на сумму равную или свыше 600.000 рублей, которые перечислены в Законе №115-ФЗ, в том числе о предоставлении беспроцентных займов физическим и (или) юридическим лицам 7.

В статье 6 Закона №115-ФЗ перечислены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. ФСФМ не вправе расширять данный перечень операций и требовать предоставления сведений о тех операциях, которые прямо не предусмотрены в статье 6 Закона № 115-ФЗ. Можно заметить, что на практике МФО не осуществляют большинство из перечисленных в Законе №115-ФЗ операций. Наиболее характерными для деятельности МФО являются операции по предоставлению беспроцентных займов физическим лицам и (или) юридическим лицам, а также, возможно, сделки с недвижимым имуществом на сумму равную или превышающую 3.000.000 рублей.

Инфотека по защите прав потребителей

Данные виды операций были включены в Закон №115-ФЗ в результате внесения последних поправок от 28 июля 2004 года.

В Законе № 115-ФЗ сказано, что сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом 8. В настоящее время порядок представления информации в ФСФМ закреплен в Положении о предоставлении информации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом 9. В пункте 2 данного Положения перечислены организации, обязанные предоставлять сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом. Микрофинансовые организации в пункте 2 указанного Положения не упоминаются. Соответственно, микрофинансовые организации не обязаны предоставлять непосредственно в уполномоченный орган (ФСФМ) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом в порядке, предусмотренном Законом №115-ФЗ и вышеуказанным Положением. Однако микрофинансовым организациям рекомендуется следить за изменениями к вышеуказанному Положению, которые возможны в связи с последними поправками к Закону №115-ФЗ.

ФСФМ может направить микрофинансовой организации запрос о предоставлении информации об операциях, указанных в статье 6 Закона №115-ФЗ, в силу того, что одна из функций ФСФМ заключается в сборе, обработке и анализе информации о подлежащих контролю операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом 10. В случае получения запроса ФСФМ следует уточнить порядок предоставления запрашиваемой информации.

7 А именно об операциях, указанных в пунктах 1, 1.1 и 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ.

8 Пункт 4 ст. 6 Закона №115-ФЗ.

9Положение о предоставлении информации в Комитет РФ по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. №245 (с изменениями от 17 января 2003 г.).

10Подпункт 2 пункта 4 Постановления правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Вопрос 3: Должны ли МФО разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях в соответствии с Законом №115-ФЗ? 11

Ответ 3: Закон №115-ФЗ не налагает на МФО обязанность по осуществлению внутреннего контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом. Предусмотренный в Законе №115-ФЗ внутренний контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом входит в обязанности исключительно организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Закона №115-ФЗ. МФО не входят в число таких организаций. Подробнее смотрите ответ на вопрос 1.

11 Абзац 1 пункт 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ. Поделиться в соц.сетях:

Российский Микрофинансовый Центр

Особенности правового статуса микрофинансовых организаций

Количество организаций, которые могут выдавать микрозаймы (т.е. займы до 1 млн руб.), стремительно растет. В январе 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <1> (далее — Закон N 151-ФЗ). К тому времени было зарегистрировано 4 тыс. организаций, выдающих займы. Сегодня в госреестре — 2372 компании <2>.

<1> Российская газета. 2012. N 5226. 7 июля.
<2> Государственный реестр по состоянию на 13.11.2012. URL: www.fcsm.ru.

В настоящее время общественность обеспокоена тем, что кредиты микрофинансовых организаций крайне дороги, средняя ставка по микрозайму составляет 29% годовых. Займы для представителей малого бизнеса предоставляются под 70% годовых, а для физических лиц — до 150% (нашумевшая история с "Почтой России", в отделениях которой выдавались займы под 2,7 тыс. процентов годовых). По словам экспертов, почти у 80% российских граждан нет доступа к банковским кредитам по самым разным причинам, но основные, конечно же, — невысокая зарплата и неудовлетворительная кредитная история. Микрофинансовые организации одобряют более половины таких заявок, чем и являются очень привлекательными для потребителя. Также беспокойство вызывает и то обстоятельство, что часть микрофинансовых организаций не числится в государственном реестре Федеральной службы по финансовым рынкам (регистрационный номер на сайте компании "Хотей" в Ростовской области и на сайте ФСФР не совпадают). В ФСФР прокомментировали ситуацию так: "Служба осуществляет надзор только за теми МФО, которые включены в реестр".

Согласно ст. 2 Закона N 151-ФЗ "…микрофинансовая деятельность — деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности… по предоставлению микрозаймов".

Из положений данной нормы следует, что необходимо различать юридические лица, осуществляющие микрофинансовую деятельность, имеющие статус микрофинансовой организации, и не имеющие такового. Согласно ч. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона "кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность таких юридических лиц". Таким образом, это не микрофинансовые организации, но они могут осуществлять микрофинансовую деятельность.

Микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций (ст. 2 Закона N 151-ФЗ).

Микрофинансовые организации, в свою очередь, можно разделить на виды в зависимости от того, привлекают они денежные средства граждан и юридических лиц в виде займов или нет (пп. 5 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 151-ФЗ). Такое деление необходимо, т.к. вышеуказанным Законом устанавливаются особые требования к финансовой устойчивости микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц.

В результате анализа правового положения микрофинансовых организаций можно выделить следующие присущие им особенности.

  1. Федеральным законом устанавливаются требования к организационно-правовой форме таких организаций. Они могут быть как коммерческими организациями — хозяйственными обществами и товариществами, так и некоммерческими организациями — фондом, некоммерческим партнерством, автономной некоммерческой организацией, учреждением (за исключением бюджетного учреждения). Согласно ст. 5 Закона N 151-ФЗ учредительные документы некоммерческих организаций должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемых некоммерческой организацией… Особое внимание в этом списке хочется обратить на такую форму микрофинансовой организации, как учреждение. Кроме бюджетных, в России в соответствии с ГК РФ существуют автономные и казенные учреждения, которые владеют государственным имуществом на праве оперативного управления. Следовательно, государство вправе создать автономное или казенное учреждение, одним из видов деятельности которого будет являться микрофинансовая деятельность.
  2. Законом устанавливается требование о том, что сведения о микрофинансовой организации должны быть внесены в Государственный реестр микрофинансовых организаций. Ведением этого Реестра в настоящее время занимается Федеральная служба по финансовым рынкам (далее — ФСФР). Заявителю этот орган выдает свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в Государственный реестр микрофинансовых организаций. Это требование Закона нетипично для юридических лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия определенными видами деятельности необходимо получение лицензии. Согласно проекту изменений в часть первую ГК РФ в норму добавлено альтернативное положение: либо лицензия, либо членство в саморегулируемой организации, но такое дополнительное требование, как внесение сведений о юридическом лице в Реестр, в законодательстве больше нигде не содержится. Если проанализировать цель ведения такого Реестра, то это — только статистика, поскольку ответственности за осуществление микрофинансовой организацией деятельности без внесения сведений в Государственный реестр не установлено. Предлагается сделать это и установить штраф от 500 000 руб. В случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией требований Федерального закона и (или) утвержденных правил о предоставлении микрозаймов ФСФР исключает сведения о микрофинансовой организации из Государственного реестра.
  3. Установлены определенные ограничения по осуществляемым видам деятельности.

3.1. Микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением учредителей, и лиц, предоставляющих денежные средства на основании договора займа в сумме 1 млн 500 тыс. руб. или более по одному договору займа с одним заимодавцем.

3.2. Выдавать займы в иностранной валюте.

3.3. Осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

3.4. Выступать поручителем по обязательствам своих учредителей, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами.

  1. В целях защиты прав физических и юридических лиц Закон устанавливает правило о том, что микрофинансовая организация не вправе в одностороннем порядке изменять процентные ставки и порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров; применять к заемщикам — физическим лицам санкции за досрочный возврат микрозайма; выдавать заемщику микрозаем, если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозайма превысит 1 млн руб.
  2. Кроме этого установлены требования к финансовой устойчивости микрофинансовой организации. Это ограничения по совершению сделок при уменьшении имущества на 10 и более процентов балансовой стоимости активов МФО.

В соответствии со пп. 5 п. 4 ст. 14 Закона N 151-ФЗ ФСФР устанавливает экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц.

Министерство финансов Российской Федерации во исполнение этих положений Закона утвердило Приказ от 19 апреля 2011 г. N 43н "Об утверждении экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов" <3> и Приказ от 30 марта 2012 г. N 42н "Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов" <4>.

<3> URL: www.minfin.ru/regulation/microfinance.
<4> URL: www.minfin.ru.

  1. В соответствии со ст. 15 Закона N 151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в ФСФР документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 37н утверждены формы и Сроки представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации <5>.

<5> Там же.

Кроме этого, необходимо отметить, что микрофинансовые организации — это организации, оказывающие финансовые услуги. Но ни под действие Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <6>, ни под действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <7> эти организации не подпадают.

<6> Российская газета. 2006. N 162. 27 июля.
<7> Российская газета. 2002.

Статус микрофинансовой организации это

N 209-210. 2 ноября.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовыми организациями и связанная с привлечением и размещением денежных средств юридических и физических лиц. Финансовая организация — это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд и др. Микрофинансовых организаций нет в этом перечне, как нет и в перечне, приведенном в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" <8> под финансовой услугой следует понимать "услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, открытие и ведение банковских счетов, привлечение банковских вкладов и другие".

<8> Российская газета. 2012. N 5829. 11 июля.

Таким образом, на физических лиц — клиентов микрофинансовых организаций распространяется действие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <9>.

<9> Российская газета. 1996. N 8. 16 января.

На основе проведенного анализа мы приходим к выводу, что микрофинансовые организации являются юридическими лицами с особым правовым статусом, т.к. их правоспособность ограничена специальным федеральным законом. Эти организации оказывают финансовые услуги, т.к. предоставляют физическим и юридическим лицам денежные средства. В целях защиты публичных интересов общими требованиями, предъявляемыми законодателем к микрофинансовым организациям, как привлекающим денежные средства юридических и физических лиц, так и не привлекающим их, помимо установленных законодателем, должны быть следующие: 1) регистрация в качестве хозяйственного общества; 2) обязательное членство в саморегулируемой организации или лицензирование этого вида деятельности. Кроме этого, можно установить требования к наименованию таких организаций, чтобы клиенты понимали, что они обращаются к ростовщикам, которые предоставляют займы под высокие процентные ставки.

Е.Г.Опыхтина

К. ю. н.,

доцент

кафедры гражданского

и предпринимательского права

Казанского (Приволжского)

федерального университета

Часто бывает так, что нам остро нужны средства взаймы, а взять их негде. У друзей в наше время занимать не принято, кассы взаимопомощи, которые создавались при крупных учреждениях в годы советской власти, давно ушли в прошлое. Пойти в банк?

Статус микрофинансовой организации

Можно. Но только сначала надо собрать много документов. И к тому же, если ты когда-то брал кредит в банке, и его вернул, но платил нерегулярно, или у тебя нет официальной справки-подтверждения своего дохода, или ты работаешь на новом месте всего три месяца, или ты молод и с банками раньше никогда дела не имел – то банк тебе кредит не даст.

Но можно обратиться в микрофинансовые организации – МФО. В них можно получить займ быстро. Да, ставка по таким «деньгам в долг» будет выше, чем у банка, но при этом МФО потребует с вас минимум документов. Да и деньги можно взять сегодня, а если они нужны для решения сиюминутной проблемы, то и вернуть их можно через два-три дня, или же – через неделю.

Если деньги нужны срочно

Что такое МФО? Это микрофинансовые организации. Они выдают небольшие по своему размеру ссуды — займы. Начали МФО свою работу на российском рынке давно, еще в начале этого века. Тогда, в нулевые годы нашего столетия,  бурно начало развиваться кредитование. Деньги в долг стали получать не только крупные компании – например, Газпром, на строительство газопровода. Но в долг у банка смог взять деньги любой гражданин, которому не хватало средств на покупку нового холодильника. Лидерами рынка кредитования населения были банки.

Но в 2008 году Россию накрыл кризис невозврата долгов. Поэтому банки надолго свернули свои программы выдачи кредитов населению. Именно в этот момент из тени на финансовую арену вышли МФО, которые выдавали займы как населению, так и микро- и малому бизнесу.

Сначала контроль за работой МФО было поручен Минфину – именно этот орган вел реестр работающих на рынке микрофинансовых организаций. Потом реестр вела Федеральная служба по финансовым рынкам – ФСФР. Потом в нашей стране на базе Центробанка был создан единый мегарегулятор финансового сектора, который сейчас и следит за работой всех финансовых институтов.

Уже 7 лет МФО – это часть нашего финансового рынка

В 2011 году был принят закон о микрофинансовых организациях. С тех пор МФО стали частью нашего общего финансового пространства. Можно признавать их вклад в развитие экономики, или отрицать его, их можно ругать, или не замечать. Но они есть – и они работают, ежедневно решая проблемы миллионов клиентов, которым вот именно сейчас понадобились средства в долг.

Весной 2017 году все микрофинановые организации были разделены на два сегмента – микрокредитные компании (МКК) и микрофинансовые компании — МФК. МКК имеют право работать только с физическими лицами, выдавая им займы «до зарплаты» (PDL), или же более длинные кредиты, на несколько месяцев, аналоги банковских POS-кредитов – займы Instaltment.

МФК – это более крупные организации, они работают как с займами для физических лиц, так выдают средства для малого бизнеса. Они могут ссужать средства для участников тендерных замов, а также рефинансировать кредиты и займы, которые клиенты МФО и банков взяли раньше, по более высокой ставке, и теперь хотят снизить сумму – или срок платежа, переоформив долг под более низкий процент.

Число работающих в нашей стране МФО за 2017 год сократилось на 12,2%. Из реестра ЦБ было исключено 317 компаний, а общее число МФО снизилось до 2 тыс. 271 компании. Сейчас число работающих компаний еще меньше, так как Центробанк продолжает «чистить ряды» компаний, нарушающих нормативы.

Средний возраст компании, работающей на рынке микрофинансирования, всего 2,5 года. Свыше 6 лет работает лишь 265 компаний, зато меньше года существует 531 организация.

Займы в МФО берут люди, которые вполне могли бы взять кредит в банке

Средняя зарплата людей, берущих в 2018 году займы в микрофинансовых организациях, составляет 40 тыс. рублей в месяц. Эта сумма сопоставима с доходом клиентов банков, обращающихся за кредитами. По данным Национального бюро кредитных историй – НБКИ – определенных процент клиентов, которым было отказано в займе в МФО, потом получали заем в других МФО. И что особенно важно – эти же отказники получали кредиты и в банках. И что важно – эти люди, которым было отказано в займе в МФО, сейчас аккуратно платят по кредиту, не допуская просрочек. И процент этих людей не так уж и мал – примерно 10%. О чем это говорит? О том, что профиль клиентов банков и МФО сближается. А раз клиент может получить как кредит в банке, так и займ в МФО, то и ставки по этим финансовым продуктам сближаются.

Более того, Банк России будет продолжать работать над тем, чтобы крупные МФО продолжали свое сближение с банками – выдавали более длинные займы под более низкие проценты. И чтобы они совершенствовали свои системы оценки заемщиков – систему скоринга. Такие задачи под силу только крупным МФО, которые могут инвестировать в развитие своих информационных систем большие суммы. Поэтому и выдавать свои средства такие МФО намерены хорошим клиентам, которые намерены эти средства компаниям возвращать.

Микрофинансовая организация – это не обязательно тот кредитор, человек или компания, которая хочет пустить заемщика по миру. Преодолеем сложившийся в голове испуганных людей стереотип! МФО — это крупный, достойный и уважаемый бизнес, часть финансового рынка России.

"МФПМП ЛЕНСКОГО РАЙОНА"
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЛЕНСКОГО РАЙОНА
ИНН: 1414009063
адрес: РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ),Г ЛЕНСК,УЛ ЛЕНИНА, Д 65

АНО "МКК "ВЫБОРГСКИЙ ЦПП"
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
ИНН: 4704099963
адрес: 188800, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ, ВЫБОРГСКИЙ Р-Н, ВЫБОРГ Г, ЮЖНЫЙ ВАЛ УЛ, ДОМ 1

АНО МК "ЦРП"
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
ИНН: 2505015002
адрес: 692446, ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД ДАЛЬНЕГОРСК, УЛИЦА СУХАНОВСКАЯ, ДОМ 1

АО "МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
ИНН: 1101205905
адрес: 167000, КОМИ РЕСП, СЫКТЫВКАР Г, ЛЕНИНА УЛ, ДОМ 74, ЭТАЖ 3

АО "МКК "МЕТРОФИНАНС"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "МЕТРОФИНАНС"
ИНН: 7810671063
адрес: 196105, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, ПРОСПЕКТ ЛЮБОТИНСКИЙ, ДОМ 2-4, ЛИТЕРА Б, ОФИС №4-Н

АО "МКК "МЕТРОФИНАНС"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "МЕТРОФИНАНС"
ИНН: 7810671063
адрес: 190068, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Г, НИКОЛЬСКИЙ ПЕР, ДОМ 4, ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 8Н

АО МКК "АЛМАЗ-ХОЛДИНГ"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "АЛМАЗ-ХОЛДИНГ"
ИНН: 4415007219
адрес: УЛ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ 4 А

АО МКК "ДЕСО"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "ДЕСО"
ИНН: 7724409658
адрес: 115404, МОСКВА Г, БИРЮЛЁВСКАЯ УЛ, ДОМ 24, КОРПУС 1, ПОМЕЩЕНИЕ 3,КОМ1,ОФ17

АО МКК "КЛОК ХАУС"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "КЛОК ХАУС"
ИНН: 5904360503
адрес: 614010, ПЕРМСКИЙ КРАЙ, ГОРОД ПЕРМЬ, УЛИЦА КУЙБЫШЕВА, ДОМ 95, КОРПУС Б, ОФИС 1202

АО МКК "КЛОК ХАУС"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "КЛОК ХАУС"
ИНН: 5904360503
адрес: 614010, ПЕРМСКИЙ КРАЙ, ГОРОД ПЕРМЬ, УЛИЦА КУЙБЫШЕВА, ДОМ 95, КОРПУС Б, ОФИС 1202

АО МКК "ФИНАНСОВАЯ ГРУППА "ТРАСТ"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "ФИНАНСОВАЯ ГРУППА "ТРАСТ"
ИНН: 3025031824
адрес: 414000, АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД АСТРАХАНЬ, УЛИЦА ЗВЕЗДНАЯ, ДОМ 5, КОРПУС 4,..

АО МКК "ФИНАНСОВАЯ ГРУППА "ТРАСТ"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "ФИНАНСОВАЯ ГРУППА "ТРАСТ"
ИНН: 3025031824
адрес: 414057, АСТРАХАНСКАЯ ОБЛ, АСТРАХАНЬ Г, ЗВЕЗДНАЯ УЛ, ДОМ 5, КОРПУС 4,..

АО МФК "ГОРОДСКАЯ СБЕРКАССА"
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО МИКРОФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ "ГОРОДСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА"
ИНН: 7701918296
адрес: 109012, МОСКВА Г, НОВАЯ ПЛ, 10

КПК "ЭКСПРЕСС АЗИЯ"
КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ "ЭКСПРЕСС АЗИЯ"
ИНН: 0326548868
адрес: 670034, БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД УЛАН-УДЭ, УЛИЦА ГАГАРИНА, ДОМ 38,..

КЧМФПМСП МКК
КИРОВО-ЧЕПЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ)
ИНН: 4312128701
адрес: КИРОВСКАЯ ОБЛ.,Г КИРОВО-ЧЕПЕЦК,УЛ ШКОЛЬНАЯ, Д 4

МИКРОФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ «ПЛАТИЗА.РУ» (ООО)
МИКРОФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ «ПЛАТИЗА.РУ» (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ)
ИНН: 7705974076
адрес: 117105, МОСКВА Г, ВАРШАВСКОЕ Ш, ДОМ 1, СТРОЕНИЕ 6, КОМНАТА 2

МК "СФП"
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ " САЯНСКИЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
ИНН: 3814016140
адрес: 666303, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД САЯНСК, МИКРОРАЙОН СТРОИТЕЛЕЙ, ДОМ 24

МКК "ФМПРК"
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "ФОНД МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
ИНН: 9102023109
адрес: 295015, КРЫМ РЕСП, СИМФЕРОПОЛЬ Г, КИРОВА ПР-КТ, ДОМ 1, ОФИС 251

МКК БМФ "НОВЫЙ МИР"
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ БРЯНСКИЙ МИКРОФИНАНСОВЫЙ ФОНД "НОВЫЙ МИР"
ИНН: 3250056643
адрес: Г БРЯНСК,ПЛ К МАРКСА Д 2 ОФИС 16

МКК БФППВО
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ БОБРОВСКИЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН: 3602008644
адрес: 397700, ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ, БОБРОВСКИЙ Р-Н, БОБРОВ Г, КРАСНОФЛОТСКАЯ УЛ, 41, -, —

МКК ВО "ФОНД ПОДДЕРЖКИ МСП"
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ФОНД РЕСУРСНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
ИНН: 3525251257
адрес: 160025, ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛ, ВОЛОГДА Г, КОНЕВА УЛ, ДОМ 15, ОФИС 307

МКК ЛФППВО
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ЛИСКИНСКИЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН: 3652011177
адрес: 397901, ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ, ЛИСКИНСКИЙ Р-Н, ЛИСКИ Г, КОММУНИСТИЧЕСКАЯ УЛ, 29

МКК ООО "БЕРКУТ КОЛЛЕКШН СОЛЮШН"
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БЕРКУТ КОЛЛЕКШН СОЛЮШН"
ИНН: 6311144479
адрес: 443080, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г САМАРА , УЛ РЕВОЛЮЦИОННАЯ, Д 70, ЛИТЕР 3, ОФИС 323

МКК ООО "БУСТРА"
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БУСТРА"
ИНН: 6317102210
адрес: 443099, САМАРСКАЯ ОБЛ, САМАРА Г, УЛ МАКСИМА ГОРЬКОГО, Д 119, КОМН 15

МКК ООО "СТАТУС ПРЕМЬЕР"
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТАТУС ПРЕМЬЕР"
ИНН: 6950207526
адрес: 170034, ТВЕРСКАЯ ОБЛ, ТВЕРЬ Г, ПОБЕДЫ ПР-КТ, ДОМ 3, ОФИС 408/2

МКК ООО "ФД НОРД"
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФИНАНСОВЫЙ ДОМ НОРД"
ИНН: 6321341772
адрес: 445030, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТОЛЬЯТТИ, УЛИЦА ТОПОЛИНАЯ, 49, ОФИС 1

МКК ООО "ЭВД"
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКСТРЕННАЯ ВЫДАЧА ДЕНЕГ"
ИНН: 3525410059
адрес: 160000, ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ВОЛОГДА, УЛИЦА ГЕРЦЕНА, ДОМ 46,..

МКК РФППВО
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ РОССОШАНСКИЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН: 3627019180
адрес: 396655, ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ, РОССОШАНСКИЙ Р-Н, РОССОШЬ Г, ПРОЛЕТАРСКАЯ УЛ, ДОМ 148

МКК УДМУРТСКИЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ УДМУРТСКИЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИНН: 1831045838
адрес: Г ИЖЕВСК,УЛ СВЕРДЛОВА,26

МКК УМФПМП
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ УВИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИНН: 1821004938
адрес: 427260, УДМУРТСКАЯ РЕСП, УВИНСКИЙ Р-Н, п Ува, ул Пислегина,1 помещение 2

1234 ..

Оставьте комментарий