Учет объектов недвижимости

Отражение в бухгалтерском учете недвижимого имущества до государственной регистрации права оперативного управления

А. Павелин
Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 10/2015

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.07.2015 № 02-06-10/40377.

В комментируемом Письме от 14.07.2015 № 02-06-10/40377 Минфин разъясняет вопрос отражения в бухгалтерском учете недвижимого имущества до государственной регистрации права оперативного управления.

Исходя из ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Иными словами, все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления согласно требованиям Гражданского кодекса. Собственником имущества учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, то есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений является государственной или муниципальной собственностью. Земельный участок, необходимый учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральной собственностью). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. В статье мы поговорим о бухгалтерском учете объектов недвижимости бюджетных учреждений.

Согласно п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется, если иное не установлено обозначенной инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

Принятие к учету и выбытие объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

Напомним, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права (ст. 131 ГК РФ). В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Кроме того, право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей в единый государственный реестр.

Исходя из п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н объекты недвижимости принимаются к учету в качестве основных средств. Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н).

В комментируемом письме Минфин отмечает, что отражение объектов основных средств на счете 0 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» до государственной регистрации соответствующего права Инструкцией № 157н не предусмотрено. Вместе с тем в Письме от 08.11.2013 № 02-06-10/47867 финансовое ведомство указывало, что отсутствие свидетельства о государственной регистрации при наличии законно обусловленного права оперативного управления на объект недвижимости не является основанием для неотражения названного объекта в бюджетном учете на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 00 000.

Порядок формирования фактических вложений при определении первоначальной стоимости объекта основного средства на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» определен п. 47 Инструкции № 157н. Так, в целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ, осуществляемых в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (с уступкой) имущественных прав правообладателя;
  • суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основного средства;
  • затраты на доставку объекта основного средства до места его использования;
  • суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основного средства – расходы на израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков);
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор, проценты по займам на их приобретение (создание), затраты по договору лизинга.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства.

Напомним, что в соответствии с Письмом Минфина РФ от 30.03.2012 № 02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течение времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Напомним, что на данном счете отражаются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н названное имущество должно отражаться учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости – в условной оценке «один объект – один рубль». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 должно осуществляться на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права пользования им) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.

Затраты на содержание указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), нужно отражать на соответствующих счетах счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом:

> Государственный кадастровый учет объектов недвижимости: что это такое? Особенности идентификации

Регистрация объектов в кадастре — что это такое?

Постановка на кадастровый учет происходит по конкретно прописанным правилам. Для участков земли они приобрели свою силу, согласно законодательству, в январе 2008 г., а для зданий (сооружений) стали действительны с января 2013 г.

Справка. Отражение в государственной кадастровой системе всех новшеств, касаемо конкретной недвижимости, ее непосредственная постановка на учет и снятие с него, называется кадастровым учетом.

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости – манипуляции по занесению в систему кадастра всех сведений об объекте, придание ему индивидуальных признаков.

Действия, осуществляемые при регистрации объекта в системе кадастра:

  • сбор данных об объекте;
  • определение признаков, позволяющих описать его;
  • запись полученной информации, указание изменений, если таковые появились;
  • исключение из государственного реестра.

Цель постановки на учет по кадастру:

  1. Придание объекту индивидуальных признаков.
  2. Присвоение номера в системе кадастра.
  3. Подтверждение существования этой недвижимости.
  4. Исключение из ЕГРН, по причине ликвидации.

Все существующее недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в ЕГРН. Там будут расписаны все имеющиеся о нем сведения. Эти данные понадобятся при следующих манипуляциях с недвижимостью:

  • купля-продажа;
  • аренда;
  • приватизация;
  • процесс обмена;
  • залог.

ВАЖНО. Все вышеописанные действия невозможно осуществить, при отсутствии учтенности недвижимого имущества в ЕГРН.

Отсюда выходит заключение – недвижимость должна быть зарегистрирована в кадастровой системе как можно скорее.

Снять же с кадастрового учета объект недвижимости просто так не удастся. Для этого должны появиться веские причины. Таковыми являются изменения первоначального вида имущества, по признакам которого оно регистрировалось в ЕГРН:

  • масштабное повреждение недвижимого имущества (реконструкция нецелесообразна);
  • объединение 2х и более объектов в один или наоборот;
  • изменение площади земельного участка.

Увеличение размера объекта – не причина для его снятия с учета.

Объекты недвижимости, подлежащие регистрации

Недвижимым имуществом, являющимся обязательным к регистрации в кадастровой системе, являются:

  • одна часть земли, выделенная из другой;
  • вновь созданный земельный участок, прежде не учтенный;
  • любая из долей земли, выделенная из одного участка;
  • вновь отстроенное здание;
  • новые объекты недвижимости, образовавшиеся вследствие раздела сооружения, дома;
  • видоизмененный земельный участок или здание;
  • имущественные комплексы.

Учету подлежит все недвижимое имущество, за исключением:

  1. требующейся ВС РФ.
  2. Используемой ФСБ РФ.
  3. Представляющей собой культурную ценность (заповедники и т. д.).
  4. Кораблей.
  5. Лесных фондов.
  6. Водоохранных зон.
  7. Участков недр (земель с полезными ископаемыми).

ВАЖНО. При нахождении здания (строения) или земли во владении у физического либо юридического лица еще до создания закона «О кадастре», не отменяет их правовых возможностей и не обязует их ставить на учет.

При желании что-либо сделать с таким недвижимым имуществом (перепродать, передать в аренду), придется сначала его зарегистрировать в системе кадастра.

Посмотрите видео по теме:

Хорошо известно, что права на недвижимость возникают с момента их регистрации, а недвижимым имуществом является имущество, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного нанесения ущерба его назначению невозможно.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства.

Приобретя или создав объекты недвижимости, граждане и юридические лица спешат побыстрее оформить права на данные объекты, обращаясь с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган. И бывают очень удивлены в том случае, если регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации с формулировкой, что право на данный объект в соответствии с законом регистрации не подлежит. Ведь в законах и подзаконных актах конкретно и прямо не указаны случаи, когда права на объекты недвижимого имущества не регистрируются.

Логично, что, получив такой отказ, заявители обращаются в суды за защитой, как полагают, своего нарушенного права, не учитывая того, что не на все объекты права подлежат регистрации.

На какие же объекты права не подлежат государственной регистрации? Рассмотрим эти случаи.

Это, в первую очередь, права на так называемые объекты временного назначения. Например, на торговые павильоны или минимаркеты на остановочных площадках, земля под которыми отводится на строго определенный срок, и которые состоят из легких конструкций — сборно-разборных сэндвич-панелей или из пластика.

Легкие конструкции объекта, изготовленные из сэндвич-панелей, свидетельствуют о возможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Оформление технического паспорта на вещь при отсутствии у такой вещи признаков, характерных для недвижимости, само по себе не может являться единственным доказательством того, что объект следует рассматривать как недвижимое имущество по смыслу действующего законодательства.

Во-вторых, не подлежат государственной регистрации права на объекты вспомогательного назначения. Данные объекты выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Они не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота. Например, железобетонный забор, огораживающий административное здание. В качестве другого примера можно также привести блочный пункт на газопроводе высокого и среднего давления к малярно-сушильному отделению, который предназначен для автоматического поддержания заданного выходного давления на газопроводе, автоматического отключения от подачи газа, а также для очистки газа от механических примесей.

В данных случаях государственной регистрации подлежит право на административное здание и соответственно на газопровод, и не подлежит государственной регистрации право на забор, окружающий здание, и на блочный пункт, подсоединенный к газопроводу. Эта правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в соответствии с которым в связи с отсутствием у объекта вспомогательного назначения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Объекты вспомогательного назначения не могут самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при осуществлении коммерческой деятельности отдельно от главной вещи.

При этом не важно, являются ли объекты вспомогательного назначения объектами капитального строительства или нет, потому что понятие «объект капитального строительства», используемое в нормах градостроительного законодательства, не тождественно понятию «объект недвижимости», т. к. имеет иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

Также наличие технического паспорта и постановки на кадастровый учет объекта не может безусловно свидетельствовать о том, что объект имеет самостоятельное хозяйственное назначение и не выполняет обслуживающую функцию по отношению к другому объекту.

Однако на некоторые объекты вспомогательного назначения права все же регистрируются. К такому исключению относятся те объекты, права на которые регистрируются по «дачной амнистии», если объект находится на дачном или садовом земельном участке (например, баня, хозяйственная постройка, погреб, теплица).

Таким образом, регистрации не подлежат права на объекты вспомогательного назначения (кроме регистрации прав по «дачной амнистии»), а также права на так называемые временные объекты. И те и другие фактически и не являются объектами недвижимости в полном смысле этого слова.

Что касается результатов рассмотрения в судах дел об оспаривании отказов в государственной регистрации прав на временные объекты или на объекты вспомогательного назначения, то судами принимаются решения об отказе в удовлетворении жалоб заявителей на действия регистрирующего органа. При этом суды обосновывают свои решения тем, что данным отказом права собственника объекта никак не нарушаются, поскольку в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Факт того, что права на объект заявителя не подлежат государственной регистрации, не препятствует ему осуществлять свои права собственника.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Какие объекты недвижимости не подлежат кадастровому учету?

С учетом сказанного напрашивается следующий вывод — если объект прочно связан с земельным участком, он подлежит регистрации. Чтобы точно позиционировать имущество, как недвижимость, важно учитывать его назначение. Также учитываются и обстоятельства, при которых возводился объект. К примеру, применение твердой основы (гравия, щебня и прочей) при создании автомобильной дороги является гарантией выравнивания поверхности. При этом в объекте нельзя выделить самостоятельных свойств, а только качества, улучшающие характеристики.

Если сравнить упомянутый объект со зданиями, в его составе нет конструктивных элементов. Это значит, что в случае перемещения риск разрушения отсутствует. Следовательно, такие объекты не подлежат кадастровому учету. Это же касается и других элементов конструкции — стен, фундамента, перекрытий, перегородок и прочих. Упомянутые объекты не относятся к недвижимости, а, значит, и регистрировать их не требуется.

Не относятся к самостоятельным сооружениям навесы, модульные конструкции, емкости, ограждения, бетонные или каменные стены. Этот перечень можно также дополнить шиферной кровлей, причальными стенками, мелиоративными или иными сооружениями. Если человек передал заявление о постановке имущества на кадастровый учет, а последнее не относится к недвижимости, его регистрация останавливается.

Перед обращением в Росреестр для постановки имущества на учет важно установить следующие нюансы:

  • Возможность отнесения к категории недвижимости.
  • Наличие особого назначения — хозяйственного (функционального).
  • Шанс выступать в гражданском обороте в виде самостоятельного объекта гражданских прав.

Что еще подлежит кадастровому учету — многоквартирные дома

Регистрации в Росреестре подлежат не только перечисленные выше объекты, но и придомовой участок многоквартирного здания. Ранее такая процедура представляла ряд трудностей для владельцев квартиры. Сегодня для упрощения процедуры Госдумой принят законопроект, позволяющий хозяину недвижимости самому оформлять права собственности на часть придомовой территории.

По законодательству РФ заявление о создании придомового ЗУ вправе подать только один из владельцев квартир. Речь идет о представителе, выбранном хозяевами других объектов недвижимости в многоэтажном доме. После внесения правок в законодательстве любой из владельцев недвижимости вправе оформить такое заявление, а другие хозяева квартир не могут запретить проведение таких действий.

Существует еще одна сложность, которая касается границ ЗУ возле многоквартирных объектов. В большинстве случаев они не определены и не зарегистрированы в кадастровом органе. Это значит, что владельцы помещений (жилых и нежилых) не смогут оформить право на часть придомового ЗУ.

В результате возникает ситуация, когда права хозяев квартир оказываются нарушены. Представители Госдумы РФ поясняют такую ситуацию бюрократией и необходимостью оформления большого объема документации. «Палки в колеса» часто ставят местные органы власти, которые не хотят делиться с людьми земельными наделами возле многоэтажного дома. Внедрение нового законопроекта позволяет решить возникшие трудности. В новых правилах указан период рассмотрения заявки владельца, а также сроки создания межевого плана. Здесь же указываются временные промежутки, необходимые для постановки объекта на кадастровый учет. Общий срок, затрачиваемый на процесс оформления, составляет до двух месяцев.

Порядок регистрации

Выше рассмотрено, что подлежит кадастровому учету, и какие объекты можно не вносить в реестр. Если имущество нуждается в регистрации, требуется оформить заявление и передать его для рассмотрения в кадастровый орган. Далее в течение 14 суток требуется передать остальной пакет бумаг. Этот период не подлежит изменению даже в том случае, когда заявитель передает документацию из других источников. Чтобы избежать проволочек по времени, рекомендуется подготовить документы заблаговременно.

Если исходить из порядка оформления документации, внесение любых правок приводит к необходимости правок в главном реестре. К примеру, в случае смены владельца придется получать новую выписку (ранее — кадастровый паспорт). Также при разделе или объединении земельных наделов и иных территорий все данные вносятся в базу данных кадастровой палаты.

Вне зависимости от причины обращения порядок постановки объекта на кадастровый учет остается неизменным:

  • Готовится необходимый пакет бумаг.
  • Посещается местный орган госреестра, который отвечает за недвижимость.
  • Заполняется заявления и передается вместе с подготовленной документацией.
  • Сохраняются расписки о получении бумаг.
  • Выдается результат в назначенный день.

Что потребуется?

Часто знания, какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету, недостаточно. Многое зависит от оперативности сбора документации и ее предоставления в уполномоченный орган. Так для регистрации объекта недвижимости требуется подготовить:

  • Паспорт хозяина или доверенной стороны.
  • Заявление (оформляется по утвержденной форме). Важно внести сведения корректно и с учетом действующей документации.
  • Техплан или межевой план. Первый требуется при постановке на учет недвижимости, а второй — земельного участка.
  • Правоустанавливающие бумаги на объект.
  • Нотариальная доверенность (требуется в случае, если бумаги передаются заявителем).

В роли подтверждающих права владельца документов применяются следующие бумаги — свидетельства о наследовании, ренте, обмене, приватизации, дарении, долевом участии и прочие.

В случае внесения правок в уже имеющиеся данные, к пакету бумаг прикладывается свидетельство об оформлении госрегистрации. Для снятия имущества учета требуется приложить акт, составленный в процессе его обследования. Что касается техплана или межевого плана, он оформляется с привлечением специалистов, имеющих лицензии на выполнение подобного рода работ.

Бухучет объектов недвижимости

Бухучет недвижимости осуществляется в соответствии с этими актами:

  • Положение по бухучету, установленное Приказом Минфина №26 н от 30.03.2001.
  • Методические указания по учету ОС №91.

Учет не должен противоречить общим правилам. Существуют условия вхождения недвижимости в перечень основных средств (далее — ОС):

  • Недвижимость необходима для ведения основной деятельности фирмы (продажа продукции, оказание услуг).
  • Объект будет эксплуатироваться дольше года.
  • Фирма не планирует перепродажу.
  • Предполагается, что объект будет приносить финансовую выгоду. В этом случае его приобретение будет считаться обоснованным.

Перечень этих условий приведен в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти правила касаются всех объектов ОС, к которым относится недвижимость. Учет проводится по стоимости объекта. Стоимость эта формируется исходя их фактических расходов фирмы на покупку, сборку, изготовление. Из этой суммы вычитаются все налоги, а также государственные пошлины. Однако в состав расходов можно включать регистрационные сборы, так как они связаны с покупкой. То есть траты на государственную регистрацию недвижимости будут списываться на текущие расходы. Списание выполняется в соответствии с общими правилами бухучета.

Покупка объектов с учетом новых правил не считается капитальным вложением.

Объектами ОС они признаются на дату появления документов, подтверждающих готовность их к эксплуатации.

Это могут быть такие документы, как акт приема-передачи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Амортизация будет начисляться по общим основаниям с первого дня месяца, который следует за месяцем принятия недвижимости к бухучету. В 2011 году порядок учета объектов был изменен. В частности, новые нормативные акты упразднили эти условия:

  • Необязательны документы о регистрации объекта.
  • Необязательна фактическая эксплуатация.
  • Амортизация не начисляется в том случае, если имущество остается на счету 08.

С 2011 года имущество принимается к бухучету как ОС в том случае, если он отвечает этим требованиям:

  • Соответствие положениям пункта 4,5 ПБУ 6/01.
  • Капитальные вложения окончены.
  • Есть документы, подтверждающие готовность к эксплуатации.

Регистрация для вхождения имущества в ОС необязательна. Амортизация собственности будет зависеть от того, когда она принята к учету. Месяц принятия к учету – это тот месяц, в котором окончены вложения и объект стал соответствовать характеристикам, оговоренным в пункте 4 ПБУ 6/01. Для амортизации необязательна передача бумаг на регистрацию. Объект можно принимать в состав ОС в дату подписания акта приема-передачи.

Учет покупки объектов

Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:

  • Направлены бумаги на регистрацию.
  • Недвижимость введена в эксплуатацию.

Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:

  • На основании общего срока полезной эксплуатации.
  • Остаток срока.

Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:

  • ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
  • ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
  • ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.

Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.

Новый взгляд на кадастровый учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав

В преддверии нового закона

о государственной регистрации недвижимости

В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона – Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.

Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости

Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.

Сведения о едином недвижимом комплексе

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

– завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

– объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета

и регистрации прав возложена на Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее – Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет – подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

– создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

– образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

– прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

– образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

– создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

– прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

– изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация – одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

– собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, – при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

– орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, – при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

– в бумажном виде – лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

– в форме электронных документов – через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

– несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

– наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

– отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:

– если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

– в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины – пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

– 5 рабочих дней – для кадастрового учета;

– 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

– 7 рабочих дней – для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений — 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

– три месяца – по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

– шесть месяцев – по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

– органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

– Федеральная миграционная служба РФ – информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);

– Федеральная налоговая служба РФ – информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;

– суды или уполномоченные органы, наложившие арест, – заверенную копию такого акта;

– нотариусы – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение – единственное пригодное для постоянного проживания – выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.

Александр Князев,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

на земельные участки и объекты недвижимости

нежилого назначения

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Leave a Comment